Презентация по русскому языку в 7 классе: Причастие как особая форма глагола
Причастие как особая форма глаголаУчитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район»Дроздова Вера Александровна
Цель урокапознакомить учащихся с понятием «причастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью причастий, причастных оборотов в предложении
Задачи урокапознакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой части речинаходить отличительные и общие признаки причастия с другими частями речиуметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием причастий как в устной, так и в письменной речиразвивать коммуникативные навыки
Перед тем, как перейти к изучению нового материала, предлагаю вам сыграть в игру «Правда или ложь?»Правда ли, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?Правда ли, что причастия не связаны с глаголами?Правда ли, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?Правда ли, что причастие бывает возвратным?Правда ли, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?Правда ли, что есть только действительные причастия?Правда ли, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?«Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»В.И.Даль«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»М.В.Ломоносов
ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА У ПРИЧАСТИЯВИДВРЕМЯВОЗВРАТНОСТЬсовершенныйнесовершенныйвозвратноеневозвратноенастоящеепрошедшеерешившийрешавшийобидевшийсяобидевшийзасыпающийзаснувший
ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЯРОДЧИСЛОПАДЕЖмужскойименительныйединственноемножественноебегущийбегущееживущегорисующийрисующиесреднийженскийбегущаяродительныйдательныйвинительныйтворительныйпредложныйживущемуживущегоживущим(о) живущемживущий
ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУЕГО МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СИНОНИМИЧНЫМ СОЧЕТАНИЕМ (существительное + «который» + глагол)построеннарисованаНАПРИМЕР:желтеющий лист = лист, которой желтеетзасеянное поле =поле, которое засеялиНАПРИМЕР:
Итак, признаки, помогающие отличать причастие от прилагательногоприлагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в настоящем времени или прошедшем времени.редкий лес – негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. летучий - летящий
Причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, называются ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ: летящие на юг гуси – гуси, которые сами летят на югпасущиеся на лугу овцы – овцы, которые сами пасутсяПричастия, обозначающие признак предмета, над которым произведено или производится действие, называются СТРАДАТЕЛЬНЫМИ: рассыпанные ягоды – ягоды, которые кто – то рассыпал,распаханное поле – поле, которое кто-то распахал
И действительные, и страдательные причастия имеют две формы времени - настоящего и прошедшего. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕСТРАДАТЕЛЬНЫЕнастоящее времяговорящий, расцветающий выбираемый, исследуемый прошедшее время говоривший, расцветавшийвыбранный, исследованный
Причастия в полной форме чаще всего являются определениями в предложении:Развевающийся флаг привлек наше внимание. [флаг (какой?) развевающийся -- согласованное определение]Причастия в полной форме могут быть также частью составного именного сказуемого:У нее были потрескавшиеся руки, все в мозолях.[что говорится о руках? что они были потрескавшиеся -- составное именное сказуемое, именная часть выражена полной формой причастия]Краткая форма причастия чаще всего является сказуемым (составным именным сказуемым) в предложении:Сиденья обтянуты полотном.Пшеница посеяна вовремя.Субстантивированное причастие, то есть перешедшее в существительное, может быть подлежащим или дополнением в предложении.Разговаривающие за стеной перешли на шёпот.Врач выписал выздоровевших из стационара.ПРИЧАСТИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Почему М.В.Ломоносов говорит, что в причастии «имени и глагола сила»?Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении?Какие синтаксические функции выполняет причастие?
ЗАДАНИЕ № 1Найдите и выпишите словосочетание «существительное + причастие»{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Стареющий дубЧернеющая дальПоседевшие волосы Желтеющий листСвежие овощиКолосистая рожь Покинутый дом Стоящий кранГорячая печь Светящийся каменьСпелый крыжовникМокрый снег Горящее полотно Шумный говор
ЗАДАНИЕ № 2- замените предложенные словосочетания на словосочетание «причастие + существительное»- составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Шарик, который летит.Костер, который искрится.Пруд, который зарос.Солнце, которое заходит.
ЗАДАНИЕ № 3Давайте докажем справедливость слов М.А. Ломоносова о том, что «причастия» служат к сокращению человеческого слова. Для этого замените глаголы в предложениях причастием. Определите время причастий.Птицы, которых испугал внезапный шум, поднялись ввысь. Я глядел на кудрявый лес, который дышал прохладой.
РЕСУРСЫ:Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. - 224 с.http://books.iqbuy.ruhttp://www.bolshoyvopros.ruhttp://school-assistant.ru