Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка через использование технологии развития критического мышления


Формирование универсальных учебных действийна уроках русского языка через использование технологии развития критического мышленияМБОУ «Моховская ООШ»Мельникова Галина ВладимировнаУчитель русского языка и литературы(5-9 класс)1 кв.категорияСтаж -15 лет. Цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей и мыслительных навыков ученика, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, позволяющих ему учиться самостоятельно.ТРКМЧП направлена на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с информацией; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение находить пути решения проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе . Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов -осмысление -рефлексия ВЫЗОВ -  пробуждение интереса к предмету «Кластер», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос», «Корзина идей» Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивомРегулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоитьПознавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиосознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формесмысловое чтение постановка и формулирование проблемыанализ объектов выбор оснований и критериев для сравненияподведение под понятиеформулирование проблемыустановление причинно-следственных связейпостроение логической цепи рассужденийКоммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ОСМЫСЛЕНИЕ - осмысление материала «Инсерт или «Чтение с пометами», «Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Концептуальная таблица», «Сюжетная таблица»Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивомРегулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;смысловое чтение самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характерамоделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модельпреобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную областьанализ объектов с целью выделения признаков синтез — составление целого из частейвыбор оснований и критериев для сравненияподведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство;выдвижение гипотез и их обоснованиесамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характераКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействияпостановка вопросов разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации РЕФЛЕКСИЯ - обобщение материала, подведение итогов «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»,»Глоссарий», «Ромашка Блума»Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляетсянравственно_этическая ориентацияРегулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формерефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельностимоделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную областьанализ объектов с целью выделения признаков синтез — составление целого из частейвыбор оснований и критериев для сравненияподведение под понятие, выведение следствийустановление причинно-следственных связейдоказательствовыдвижение гипотез и их обоснованиеКоммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка ЗнаюХочу знатьУзналГлагол – самостоятельная часть речиЗнаюХочу знатьУзналСуффикс – незнакомое словоЧто такое суффикс?Где он встречается в словах?Для чего нужен суффикс в словах?Как обозначается суффикс?Какие бывают суффиксы?Суффикс – часть слова.Встречается в словах после корня.Нужен для образования новых слов.Обозначается Суффиксы бывают ик ок ник ищ Работа с текстом . «Инсерт» (этап осмысления)Части слова Слова состоят из частей. Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так . Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так . Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так . Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так . Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку. Таблица «Значки»V – знаю+ - новое? – есть вопрос, не понял Верные – неверные утвержденияЗапишите + , если согласны с утверждением или -, если не согласны. Осторожна и бо..злива весна в этом году в тундр(и,е). ( Не)может она ра(з,с)топить глубокие сугробы. Вот важенка пр..бл…жает…ся к гнезду в котором сидит серая куропатка. (С,з)гон…т она наверное птицу ра(з,с)руш…т гнездо.. А заботливое со..нце поднялось уже на высоту больш… дерева. Загустел птичий звон в небе и т…шина ноч(и,е) отступила перед этой музыкой.Прочитали, а теперь в тетради запишите номера высказываний (верных и неверных). Верите ли вы, что… Текст состоит из одного предложения.Он состоит из нескольких любых предложений.Он состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.В тексте несколько частей.В тексте одна часть.Текст обязательно должен иметь заголовок.Текст не всегда имеет заголовок.Предложения объединены одной темой. ………. Работа с текстом  Толстые вопросыТонкие вопросыОбъясните, почему …?Предположите, что будет …?Что, если …?В чем разница …?Что…?Где…?Для чего…?Как…?Когда…?Может ли …?Верно ли …?Глагол –это самостоятельная часть речи? ДаЧто обозначает? Действие предмета.На какие вопросы отвечает? Что делать? Что сделать?У глагола 2 вида? Да.Сколько времен у глагола? Три.Он спрягается? ДаУ глагола можно определить падеж? НетЧем является в предложении? Чаще всего сказуемым. СИНКВЕЙН 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. Синквэйны очень полезны в качестве:1) инструмента для синтезирования сложной информации;2) средств оценки понятийного багажа учащихся;3) средства творческой выразительности. Пример синквейна:ГлаголРазный, важныйДействует, обозначает, спрягается.Устами младенца глаголет истина.Грамотность.ГлаголНеобходимый, подвижныйДействует, обозначает, спрягается.Назначения глагола - выражать само действие!(Глагол - это действенность характера)Учение. Спасибо за внимание!