Презентация по русскому языку на тему Учимся писать сочинение-рассуждение (с15.3)


Учимся писать сочинение-рассуждение Учитель русского языка и литературы МАОУ Каскаринской СОШ Демчук Н.И


Что такое рассуждение?Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.
Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста; Задание 15.2или самостоятельное суждение на предложенную темуЗадание 15.3Экзаменационные задания 15.2 и 15.3требуют написания сочинения- рассужденияОдной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации


Композиция сочинения –рассуждения( С15.3)Тезис. Формулировка определения.2. Аргументы:А)Пример из текста;Б) Пример из личного опыта.3. Заключение (вывод справедливости тезиса)



Разберёмся в понятиях:Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения. Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса. Эти примеры в вашем сочинении должны быть взяты 1 из предложенного текста, а 2 из личных наблюдений. Вывод - подведение итогов рассуждения.
Шаг 3. Формулируем и комментируем данное вами определение.Шаг 4. Приводим аргументы.Шаг 5. Формулируем вывод.Этапы работы над заданием 15. 3ШАГ 1. Внимательно читаем текс.ШАГ 2. Определяем смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста Обратите внимание! Идея текста всегда связана с главным героем текста; основным событием текста.



1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало… (10)Выла Рыжуха час-полтора. (11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… (15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход. (16)Женька подошёл к Рыжухе и сказал: (17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку! (19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно. (20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное… (24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство. (26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку. (28)— Моя, — ответила Светка. (29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка! (32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (35)Женька Светке рукой машет и орёт: (36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. (39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала… (43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли… 44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились! (51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда! (53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я. (54)— Светлана Сергеева. (55)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда. (56)После спектакля Наташа предложила: (57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. (59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я. (60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла». (64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился! (63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий. (По Е. Габовой) 2. Как вы оцениваете такое отношение одноклассников к девочке? Поговорим о прочитанном1. Назовите ключевое слово, характеризующее отношение одноклассников к Светке. (Не любили)3.Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к девочке? 4. Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки? 5. По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла»». Почему рассказчик умолчал о прежнем отношении к Светке? Как вы оцениваете такое отношение одноклассников к девочке?



А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом… В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. Не любили, презирали, оскорбляли, унижали, отвергали Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда. Поговорим о прочитанном6. Как вы оцениваете такое отношение одноклассников к девочке? 7.Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были понять: пение Светки уникально?


Подберите синонимы к слову «жестокость»Жестокость, безжалостность, беспощадность, свирепость, лютость, кровожадность, жестокосердие, бесчеловечность, садизм, свирепство. Выполняем задание 15-3. Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Словарь синонимов: безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бессердечие, бесчеловечность.Словарь антонимов: доброта, жалость, сострадание, гуманность, милосердие, человечность.Обратимся к словарюЖЕСТО́КИЙ Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный; не знающий жалости, сожаления, сочувствия . ЖЕСТО́КОСТЬ, -и, ж. Свойство по прил. Жестокий (Толковые словари Даля и Ожегова)Жестокость - поведение, характеризующееся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу. (Словарь этики)


Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с легкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить. Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким. Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить ее остаться на берегу в последний момент - это бесчеловечно, но ему было все равно. Он просто не хотел портить свой отдых ее «воем». Пишем вступление-тезис. Формулируем понятие, предложенное для размышления.Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания. Жестокость предполагает полное безразличие к чувствам и страданиям другого человека или живого существа. Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу. Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями. Жестокость - это когда кому-то незаслуженно делают очень больно. Жестокость - это способность причинять страдания людям или животным. Жестокость – это свойство человека, не знающего жалости, сожаления, сочувствия.

*Подтвердить сказанное можно примером из … предложения. *Подтверждая это, автор пишет, что «…»,*В доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта и т.д.* Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…* Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Речевое клише для введения аргументов* В подтверждение этого приведу пример из прочитанного текста…*В качестве примера можно привести предложение … текста.* В справедливости этой мысли можно убедиться на примере…предложения.




Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями.Речевое клише для заключения *Таким образом, ... *Итак, ... *Следовательно, ... *В итоге можно прийти к такому выводу: ... *В заключение могу сказать, что ... *Мы убеждаемся в том, что ... * Обобщая сказанное, ... * Из этого следует, что ... 

Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? — Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников. - То же самое касается оскорблений, бездушия и унижений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес. - Почему рассказчика мучают запоздалые угрызения совести?Стоит задуматься …В Японии жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?