Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия


29.10.2009 * Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Подготовка преподавателя к занятиям - это нелегкий повседневный творческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс его повседневной деятельности. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий и закрепляющий характер. Они могут проводиться не только в аудитории, но и за пределами учебного заведения (работа в лабораториях, измерения на местности). 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Особенность проведения лабораторных (практических) работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.Учащийся должен не только самостоятельно выполнить работу и познакомиться с оборудованием, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Лабораторно-практическая работа- это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Обеспечивать познавательную активность,рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемными, работу с учебником, решение познавательных задач. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой и обучения с жизнью. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений учащихся и коррекцию их учебных усилий. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной Познавательной деятельности. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Воспитывать моральные качества,формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями,формировать активное отношение к ней. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Соблюдение температурного режима в лаборатории, надлежащих норм освещения.Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Задания по выполнению лабораторных работ являются инструкциями. Они представляют собой план по достижению учебной цели, единой для всех учащихся, минимум действий, которые нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Основные требования при проведении ЛПЗ, которые необходимо учитывать при разработке инструкций: понимание учащихся необходимости данной работы для своей специальности, связь с теоретическим материалом; разумная сложность и конкретность работы, обеспечивающая учащимся возможность понять физические процессы и сделать из них выводы. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Технологическая карта лабораторно-практической работы содержит:Тему из программы по предмету;Цель лабораторной работы (то, чему научатся учащиеся, выполнив данную практическую работу);Краткие теоретические положения и понятия;Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности учащихся, формы представления результатов (образец);Выводы по работе;Контрольные вопросы или задания. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Примерное содержание отчета по лабораторно-практической работе:1. Цель работы;2. Краткие теоретические сведения;3. Описание экспериментальной установки и методики эксперимента;4. Экспериментальные результаты;5. Анализ результатов работы;6. Выводы. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Текущий контроль рекомендуется выполнять во время целевых обходов.Первый обход проводится после вводной части и расстановки учащихся по рабочим местам и носит организационный характер. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * При втором обходе выясняется правильность организации рабочих мест;способы работы (не допускаются ли ошибки);правильность приемов;правильность использования инструментов;соблюдение правил техники безопасности и т.д. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Последующие обходы носят коррекционный характер 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Отношение к работе Наблюдение руководителя, просмотр материалов. Все работы выполнены в указанный срок. Не требуется дополнительное время на завершение работ. В отведенное для работы время не уложился. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач. Наблюдение преподавателя. Просмотр материалов. Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении теоретических дисциплин Не способен использовать теоретические знания при выполнении задач 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой Собеседование. Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме. Чётко видит цель. Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский * Очень важным, заключительным этапом выполнения лабораторно-практической работы является вывод. В нем учащийся анализирует, процесс достижения поставленных целей, объясняет результаты своей работы, доказывает их правильность, используя справочные материалы. 29.10.2009 Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский *