Презентация.Формирование учебной мотивации школьников.Семинар-практикум для педагогов


Формирование учебной мотивации школьников Семинар-практикум для педагоговпедагог-психолог ГУ «Гимназия №2»Черкашина А.А.г. Рудныйоктябрь 2014 План проведения: Цель: проанализировать влияние мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявить необходимые психолого-педагогические условия для активного стимулирования образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями «Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен «И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось.» Коэльо Паоло Понятийный аппарат проблемы Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. 2 пути воздействия на мотивацию ребёнка:«сверху вниз» «снизу вверх» В ходе учебно-воспитательной работы целесообразно использовать оба пути. Факторы, определяющие мотивацию учебной деятельности

Выделяют пять уровней учебной мотивации:Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.) Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.) Психологическое исследование «Формирование мотивации учащихся ГУ «Гимназии №2» В исследовании были использованы диагностические данные , полученные при помощи анкеты Лускановой.Исследование уровня мотивации учащихся начальных классов ГУ «Гимназии №2» в 2014-2015 уч.г.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УровеньОписание уровняУровень I(25 - 30)Высокий уровень школьной мотивации Уровень II(20 - 24)Хорошая школьная мотивация Уровень III(15 - 19)Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностьюУровень IV(10 - 14)Низкая школьная мотивация Уровень V(ниже 10)Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация Сравнение данных по учебной мотивации учащихся с 6 по 9-й класс Причины спада школьной мотивации: Причина эффективной школьной мотивации: на самом делеОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС Он же Любопытство.Он же Удовольствие.Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ“Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”. Уровни познавательной активности учащихсяНулевой уровень активностиУровень активности “по ситуации”Исполнительский уровень активностиТворческий уровень активности Работа по формированию мотивов учения
Несимпатичный1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Симпатичный Злой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Добрый Необязательный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Обязательный Глупый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Умный Равнодушный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Увлеченный Рассеянный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Собранный Податливый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Упрямый Грубый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Нежный Беззаботный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Озабоченный Неуспешный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Успешный Упражнение «Самый немотивированный ученик в моей жизни».Цель –осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний Задание: Разработать структурную схему «Формирование мотивации учения», учитывая возрастные особенности учащихся. По окончании работы каждая группа защищает свой проект, приводит примеры из практики.Проектная деятельность: работа в группах по созданию структурной схемы «Формирование мотивации учения» Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются: содержание учебного материала;  организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя. Пути повышения мотивации1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; 2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; 3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений; 4) использование на уроках ИКТ; 5)использование личностной индивидуализации. Использованные ресурсы1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Педагогика, 1968.2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо.– М.: Наука, 1984 3.Ивакина Г.В. Мотивация младших школьников к учению http://festival.1september.ru/articles/508424/4.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Букинистическое издание, 2000 5. Макарова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.:Просвещение, 1983г6.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.. 7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.8. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников, Минск.: Нар. Асвета 1970г.9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979г.10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х томах, том 2, М.: Педагогика, 1989г.Черкашина А.А.педагог-психолог ГУ «Гимназия №2»г. Рудныйоктябрь 2014 sonne.82 @mail.ruтел.раб.:8 (71431)4-43-27сот.8 7774412959