Презентация на тему Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов учитель-дефектолог Давыдова И.В.
Критерии технологичности:• концептуальность• системность• управляемость• эффективность• воспроизводимость
Концептуальность технологиипредполагает, что каждая технология опирается на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое,дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность технологии означает, что технология должна обладать всеми признаками системы, а именно: логикой процесса; взаимосвязью его частей; целостностью. Системность технологии означает, что технология должна обладать всеми признаками системы, а именно: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость технологиипредполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса сопровождения, поэтапной диагностики, возможного варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.Управляемость технологиипредполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса сопровождения, поэтапной диагностики, возможного варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность технологии указывает на то, что современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными как по результатам, так и оптимальными по ресурсным затратам, а также в определенной степени гарантировать достижение заложенного в адаптированную образовательную программу планируемого результата. Эффективность технологии указывает на то, что современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными как по результатам, так и оптимальными по ресурсным затратам, а также в определенной степени гарантировать достижение заложенного в адаптированную образовательную программу планируемого результата.
Воспроизводимость технологии подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) данной технологии в других однотипных образовательных организациях другими субъектами. Воспроизводимость технологии подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) данной технологии в других однотипных образовательных организациях другими субъектами.
Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на следующие системообразующие условия:Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на следующие системообразующие условия:Системообразующие условия использованиятехнологий психолого-педагогического сопровождения: - знание этапов и закономерностей нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;- понимание психологических задач каждого конкретного возраста, а не навязанных социумом нормативов обучения; - учёт специфики психического развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей; - знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования; - знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.
Технология построения адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету. Технология построения адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.
Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения.Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения.
Технология выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (как поведенческой, так и образовательной) Технология выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (как поведенческой, так и образовательной).
Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением по возможности причин и механизмов его проблем для решения задач создания адекватной коррекционно-развивающей помощи. Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем для решения задач создания адекватной коррекционно-развивающей помощи.
Технология психокоррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса .Технология психокоррекционной работысо всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями (законными представителями), воспитанниками.
Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений для решения задач сопровождения всех субъектов образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения.
Технология собственно коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.Технология собственно коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников: - игровые технологии,- интерактивные технологии,технологии проблемного обучения, технология обучения на основе опорных сигналов (В.Ф. Шатилова), технология коммуникативного обучения (Е.И. Пассова) и др.
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Это технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуального обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), технологии групповых и коллективных способов обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), коммуникационно-информационные технологии и др. Природосообразные, здоровьесберегающие технологии и т.д.Педагогические технологии на основе эффективности организации и реализации образовательного процесса:- технологии коррекционно-развивающего обучения,технология дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П.Гузик), технология индивидуального обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков),технологии групповых и коллективных способов обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), информационно-коммуникативные технологии,- здоровьесберегающие технологии и т.д.
Игровое задание«Звуковые человечки»Техника сочетания координированных движений пальцев рук с произнесением гласных звуков
Игровое упражнение«Звуковая распевка»
Мнемотехника (мнеморяд). Мнемотехника
«Секреты звука В» (мнеморяд)
Телесноориентированная техника, в частности биоэнергопластика : способ «растяжки» – чередование напряжения и расслабления в кистях рук. Игра «Камень – вата».
Арт-терапевтические технологии: техника изо-терапии: рисование буквы В на манной крупе.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Игра «Зашифрованные слоги»
Технология коррекционно-развивающего обучения Механизм реализации технологии коррекционно-развивающего обучения позволяет осуществлять образовательный процесс на основе активных способов познания, продуктивной обработке информации, с использованием деятельностного подхода, а именно наглядно-действенной и предметно-практической деятельности, что способствует более осознанному и прочному усвоению учебной информации и является обязательным условием обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
. Заключение Каждая из представленных технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе ее реализации. Важным аспектом является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.