Этапы психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО


@Этапы психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО Подготовила педагог-психолог: Ашихмина А.А. Основные направления психологического обеспечения внедрения ФГОС: ФГОС в качестве основных образовательных результатов выделяет 4 группы : коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.Необходимость измерения компетенций и личностных качеств требует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса. Основным предметом в деятельности психолога должны стать технологии формирования и измерения указанных компетенций. Модернизация образовательного процесса приведет к укреплению психического здоровья детей, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию безопасной и комфортной образовательной среды. Формы и виды приложения психологических знаний существенно расширяются. Задачи психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС:Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе дошкольного обучения;Формировать у воспитанников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии. Основой системы психолого-педагогического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в саду, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в этой системе будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методическими службами доу, взаимодействия с административным звеном.Виды и содержание деятельности психологического сопровождения остаются прежними и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу, психологическое просвещение и образование. Этапы психолого-педагогического сопровождения поступление ребенка в ДОУ первичная адаптация детей к ДОУ коррекционная работа с воспитанниками, испытывающими трудности ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Задача: Ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Решить эту задачу можно, объединив усилия специалистов по созданию… общего развивающего непротиворечивого пространства для ребенка;банка (копилки) методических приемов по решению той или иной задачи развития. Требование ФГОС - знать и учитыватьиндивидуальные,возрастные,психологические,физиологические особенности воспитанников.Взаимодействие педагогов, воспитателей и ребенка носит личностно-ориентированный характер, от качества такого взаимодействия зависит выполнение задач формирования УУД.Задача педагога , воспитателя – грамотно организовать личностно-ориентированное взаимодействие. Алгоритм деятельности педагога в этом направлении 1 этап-изучение себя и воспитанников,характериологических особенностей, определение мотивации, принятие себя и других;2 этап-определение и согласование цели взаимодействия, выбор позиции по отношению к субъекту «сверху», «на равных», «снизу»,выбор средств общения, осуществление взаимодействия (воздействие, сотрудничество, содействие, сотворчество), кординация усилий и наличие обратной связи;3 этап -оценочно-корректировочный-оценка достижения цели (подготовленность к использованию различных средств и методов), оценка взаимодействия, составление плана коррекции поведения.Два измерения взаимодействия: содержание и отношение.Особенности отношений субъектов формируют характер взаимодействий:Позитивный( проявляется в согласовании целей, позицией на равных, адекватной обратной связью, позитивными отношениями между субъектами ОППротиворечивыйНегативныйК личностному росту педагога и ученика приводит только ……………………………….. Принципы личностно-ориентированного образования Цель обучения – развитие личности, познавательных стратегий и компетенций; Педагоги и воспитанники – это равноправные субъекты; Предоставление ребенку максимально широкого выбора в образовательном процессе: содержания, вида, формы, способа, объема, темпа, индивидуальной или групповой деятельности, позиции и роли; Педагог – это прежде всего партнер, координатор и советчик в процессе обучения, а лишь затем лидер, образец и хранитель "эталона"; Обучение основывается на уже имеющемся личностном опыте ребенка; Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания; В процессе обучения воспитанники должны обучаться тому, КАК эффективно усваивать предоставленные им знания; Содержание образования должно быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни; Модель личностно-ориентированного детского образовательного учреждения... Предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе воспитания. Не ребенок подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем обучения ребенка. Составляющие профессионализма: Современный взгляд на образование как на процесс развития ребенка Взгляд на свой предмет как на систему развивающих возможностей Умение ставить задачи развития Проектный взгляд на собственную педагогическую деятельность «ДЕРЕВО» РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагогическая философия Задачи развития Возможности НОД Педагогические приемы Моя педагогическая философия Зачем я рядом с ребенком? Что для меня является основной целью, что средством?ПСИХОЛОГ – фасилитатор (помощник) в организации рефлексии. (Тяготение к той или иной парадигме – проявление в речи, особенно в драматичных, нестандартных ситуациях) !!! Внедрение ТРАДИЦИИ профессиональной РЕФЛЕКСИИ относительно своей деятельности, коммуникации, знаний. варианты сотрудничества ПСИХОЛОГ – диагностика когнитивных процессов.ПЕДАГОГ – педагогический мониторинг.РЕЗУЛЬТАТ - выявление проблемных зон.Определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач.Согласование методов решения задач. ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПсихологОпределение ведущего канала восприятия информации.ПедагогСоздание методической копилки:приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам, визуалам, кинестетикам.активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе. Психолог «на поле НОД» Член команды по решению общей задачи;Соавтор развивающих и коррекционых программ;Эксперт;Диагност;Фасилитатор рефлексии; Информационный ресурс. СОВМЕСТНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГ обозначает задачное поле по каждому направлению. ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей.ВМЕСТЕ -формулируют задачи развития для каждой конкретной группы детей. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину;уважающий и принимающий ценности семьи и общества;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) «Портрет выпускника детского образовательного учреждения» ေB