Презентация по обществознанию Познание. Истина и ее критерии (10 класс).
* Познание. Истина и ее критерии. 1. Что такое познание?2. Виды знаний.3. Способы познания.4. Интуиция.5. Истина и ее критерии План урока 1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины.Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения.Процесс познания предполагает наличие двух сторон:Субъект познания – человек, познающий предмет или явление.Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком. Пути приобретения знаний:стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло узнал, что стекло хрупкое);организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных).Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.).Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление. 2. Виды знаний. Первая классификация:знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.)знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)Вторая классификация:Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.).Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа). Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.).Третья классификация:Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы.Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач.Четвертая классификация:Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др. 3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Элементы чувственного опыта:Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств);Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств);Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия).Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее. Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений.Элементы рационального познания:Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках);Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо);Умозаключение (выводы из логически связанных суждений).Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие). Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности?Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания.Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания.Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине. * ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННОГОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СВОЙСТВА ИСТИНЫ Платон и Гегель Р.Декарт Аристотель Философыо истине Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность. * Свойства истины Конкретность- зависимость истины от места, времени и др. условий её получения Объективность – это такое содержаниенаших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества * Формы истины Научнаяистина Обыденная или житейская истина Нравственнаяистина Художественная истина * ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- - ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕМ- ЛИБО АБСАЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О СЛОЖНОМ ОБЪЕКТЕ КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ ПРАКТИКА * Критерии истины Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. У рационалистов — критерием истины выступал разум. Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенции»Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач. * Подведем итог Каково классическое определение истины как философского понятия? В чем выражается объективность истины? Дайте определение понятию «абсолютная истина»В чем выражается относительность добываемых нами истин?