Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов


ПрограммаРазвитие психомоторики и сенсорных процессов Автор: педагог-психолог школы № 107 Гайнитдинова В.И. Появление программы связано с процессами модернизации содержания специального образования, предусматривающем переосмысление целей, методов, средств и организационных форм обучения детей с особыми нуждами. Это позволило расширить блок коррекционных технологий в учебном плане специальных (коррекционных)общеобразовательных школ 8 вида. В новом базисном учебном плане в 2000 году впервые вводится совершенно новый предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов. Психомоторное и сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности. Цель программы Расширение психосоциально- эмоциональной компетенции учащихся через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов. Задачи Создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов; обогащение сенсорного опыта с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащихся.Совершенствование крупной и мелкой моторики.Коррекция психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, обеспечивающих детям успешность всех компонентов учебно-познавательной деятельности. Принципы построения программы Коррекционная направленность предусматривает преодоление у учащихся недостатков психофизического развития посредством устранения и формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования.Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает реализацию программы с учетом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы.Принцип комплексного подхода способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно отсталого школьника в целом.Преемственность обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» прошла практическую проверку в период с 2001 года по 2014 год и показала свою эффективность. По результатам исследования прослеживается положительная динамика в развитии психомоторных, сенсорных и психических процессов. Мы считаем, что разработка программы позволяет:в достаточной степени помочь каждому ребенку реализовать свой потенциал в развитии психомоторных качеств и сенсорных процессов;обеспечить коррекцию вторичных отклонений, обусловленных особенностями психического развития детей с особыми нуждами;получить опыт управления своими эмоциями и поведением.Таким образом, программа по данному направлению становится необходимым звеном общей работы специальной (коррекционной) школы по подготовке учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Выводы