Презентация особые образовательные потребности детей с нарушением интеллекта


Характеристика особых образовательных потребностей и специальных образовательных условий школьников с умственной отсталостью Умственно отсталые детиДети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. При умственной отсталости наблюдается нарушение всех психических функций, при этом страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Степени умственной отсталостиЛегкая F70 (IQ 40-69)Умеренная F71 (IQ 35-49)Тяжелая F72 (IQ 20-34)Глубокая F73 (IQ 20-0) Особенности психического развития:недостаточность всех форм мыслительной деятельности;нарушение речевого развития;меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации; меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания; снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания;отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы; трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми; замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость. Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания специальных образовательных условий. Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостьюПотребность в обеспечении доступности учебного материала;Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;Формирование учебных умений;Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;Охранительный режим;Формирование социальной компетентности. Специальные образовательные условияСоздание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы;Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;Обеспечение трудовой подготовки. Обеспечение доступности учебного материалаСнижение объема и глубины изучаемого материала;Увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем; Структурная простота учебного материала;Наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;Увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала; Обеспечение доступности учебного материалаИспользование специальных методов и приемов:широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др. Обеспечение доступности учебного материалаМежпредметные и внутрипредметные связи.Использование учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, специализированных компьютерных программ. Охранительный режимОхранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления.Условия:четкий режим дня;предотвращение перегрузок;создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ; профилактика и снятие конфликтных ситуаций. Формирование социальной компетентностиРазвитие коммуникативных навыков;Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира;Расширение кругозора;Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении и др. Овладение морально-этическими нормами поведения.Формирование готовности к трудовой (профессионально-трудовой) деятельности. Специальные коррекционные курсыКоррекционная направленность обучения умственно отсталых школьников. Задачи: Специальные коррекционные курсыРазвитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительностиТрудовое обучениеСоциально-бытовая ориентировкаКоррекционная ритмикаРазвитие психомоторики и сенсорных процессовЛогопедические занятия ЛФК Социально-бытовая ориентировка5-9 классыРежим занятий: 5 класс – 1 час в неделю, 6-9 классы – 2 часа в неделю.Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме. Разделы программы СБО Профили трудового обучения ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Примерная АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)Обучаясь по АООП, обучающийся с умственной отсталостью получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. Вариант 1 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. style.color Примерная АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Программа коррекционной работыдолжна обеспечивать:выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их психическом и физическом развитии;осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); Программа коррекционной работыдолжна содержать:механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, медицинских работников организации и специалистов других организации с целью реализации программы коррекционной работы.перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей;корректировку коррекционных мероприятий. АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее — СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. АООП (вариант 2)Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, характерна умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. АООП (вариант 2)Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который ведет подавляющее большинство обычно развивающихся людей: жить дома, решая разные вопросы повседневного быта; участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми; проводить свободное время, решая где, как и с кем; в целом иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР)общие сведения о ребёнке;характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;индивидуальный учебный план;содержание образования в условиях организации и семьи;условия реализации потребности в уходе и присмотре;перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;средства мониторинга и оценки динамики обучения. Литература:Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.: Академия, 2008.Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ВЛАДОС, 2011Резникова Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. – 2007. - № 4Специальная педагогика/ Под ред Н.М. Назаровой. - Т.3. Педагогические системы специального образования. – М.: Академия, 2008. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005 Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении//Дефектология. – 2004.- № 6Трофимова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. – Самара, 2011.Учебные программы, учебники для специальных (коррекционных) школЯмбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. – М.: Бослен, 2013.