Презентация к уроку-экскурсии Колокольные перезвоны Руси (к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского)


Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, возможно, их скрыло безжалостное время. Но таким поучением стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником. А начинался его святой путь почти семь веков назад, когда народный святой, духовный воспитатель нескольких поколений, преподобный Сергий Радонежский, давно ставший для русских легендой, был маленьким отроком, любимым сыном, младшим и старшим братом, учеником в школе. Просто человеком - Варфоломеем Кирилловичем Иванчиным. Нравственный авторитет скромного игумена Святотроицкой обители был так велик, что князь и митрополиты обращались к нему в трудные минуты за советом, вразумлением и добрым предсказанием. Еще при жизни Сергий почитался величайшим из пророков. Дар пророчества дается избранным. праведникам и святым, достигшим больших высот в духовной жизни. Сергий стал истинно народным святым. Шли к нему бояре и мужики, военачальники и простые бабы, богатые и бедные. Великий старец принимал всех, каждому давал утешение и всякого просящего наставлял. Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг. «Посреди таинственной тишины сей многоглаголивой ночи внезапно с высоты Ивана Великого, будто из глубины неба, раздался первый звук благовеста – вещий, как бы зов архангельской трубы, возглашающей общее воскресение. И вот, при первом знаке, данном из Кремля, мгновенно послышались тысячи послушных ему колоколов, и медный рев их наполнил воздух, плавая над всею первопрестольною столицею; она была объята сим торжественным звоном, как бы некоею, ей только свойственной атмосферой, проникнутой священным трепетом потрясаемой меди и радостью благовествуемого торжества. Слышало ухо и не могло насытиться сей дивною гармонией будто бы иного надоблачного мира».Это описание пасхальной ночи из путеводителя по Москве 1890 г. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье. Левитан И.И. Вечерний звон. 1892 Но, умолкнув, колокола не переставали бодрствовать. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат. Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г. Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудшим… Туманный колокол. Севастополь Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей. Князь Александр Невский приводит пленных немецких рыцарей в Новгород Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 г.: "Прииде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима". Поднятие колокола Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 г., когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы. До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода, еще от 39 сохранились фрагменты. Форма их та же, что и у западноевропейских колоколов того времени. На одних есть надписи русскими, на других – латинскими буквами. Колокол типа «улей». XI в. Колокол типа «сахарная голова». XII в. Судя по всему, многие из колоколов, звучавших на Руси в то время, были привозными. Сходство же всех дошедших до нас русских колоколов между собой и с западными аналогами позволяет утверждать, что в ту пору во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту. Изготовление формы для колокола. Отливка колокола. Иллюстрации к «Энциклопедии» Ж.Л.Даламбера и Д.Дидро. Вторая половина XVIII в. Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так, в 1591 г. по приказу Бориса Годунова отрубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Димитрия; затем опальный колокол был сослан в Тобольск. Углич. Церковь царевича Димитрия на крови, колокол, которому "вырывали язык" и ссылали в Сибирь Колокольное дело начало развиваться в России позже, чем на Западе, и достигло своих вершин также позднее, в XVII веке, но вершины эти были самыми высокими: крупнейшие из русских колоколов не имеют себе равных по весу, а самые благозвучные достойно представляют нашу Родину. Недаром один из иноземных гостей Бориса Годунова с восхищением пишет в своих заметках о больших колоколах Московского Кремля, "далеко превосходящих эрфуртский по величине и звучности". Творцы неповторимых колоколов, строители величавых звонниц, виртуозы-звонари оставили нам в наследство великолепные образцы технического мастерства и музыкального искусства. Как залог неразрывности и преемственности православной культуры звучит сегодня колокольный звон. И вслушиваясь в эту музыку, мы переживаем и скорбь, и праздничное ликование, и священный трепет. Колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает верующих обратиться от каждодневной суеты к высшему, вечному. "Отложи присно тщеты недосуги. Колокол слушай – твори в небе други", – писал поэт и переводчик конца XVII века Карион Истомин. Путешественники, посещавшие русские города в XVI-XVII веках, нередко отмечали гармоническую слаженность церковных колоколов. До наших дней дошли ростовские звоны — лучший и, пожалуй, единственный пример былого гармоничного согласия колоколов. Недаром их описание в энциклопедии Брокгауза и Ефрона начинается со слов: "Совершенно особо от всех русских колоколов стоят знаменитые ростовские звоны". Звонари на соборной звоннице. Ростов Великий Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства, не делает его монотонным и скучным. Один и тот же звон искусный звонарь нередко исполняет по-разному, от случая к случаю, а на протяжении звона меняет его структуру, заставляя слушателей воспринимать его с неослабевающим вниманием. Недаром русский колокольный звон неоднократно сравнивали с симфонией. Многие поколения русских звонарей на протяжении столетий находили и отбирали все новые и новые музыкально-выразительные средства, развивая и обогащая свое искусство. Они совершенствовали свою исполнительскую технику, создавали новые виды и формы звонов – звонные композиции, не похожие ни на что другое в нашем земном мире звуков. Они чтили колокола, любили звоны. Весь наш народ чтил и любил их, ибо "нет святой Руси без звону колокольного". Сколько разных звонов было на Руси: звоны архиерейские и будничные; звон  великий, встречный, всполошный, красный; звон к Евангелию, звон к заутрене и многие, многие другие. Красные колокола В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона:Благовест – одиночные ритмичные удары в большой колокол.Перезвон - поочерёдные удары (от двух до семи в каждый колокол) от большого к малым.Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов в три приема с паузами между ними. ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Если подбор колоколов на звоннице был достаточно обширен, то они обычно подразделялись на три основные группы:большие,средние,мелкие. ТИПЫ КОЛОКОЛОВ – альтовые колокола, своим звучанием заполняют промежутки между ударами большого и образуют основной рисунок звона. (благовестник) – низко звучащий басовый колокол, задает темп звону. Его удары редки и размеренны, поскольку тяжелые языки с их огромной инерцией лишь незначительно поддаются усилиям звонарей и сохраняют период своих качаний практически неизменным (впрочем, опытным звонарям удается бить в один край или даже пропускать удар). – зазвонные, завершают мелодико-ритмическую фигурацию. Большой Средние Мелкие ТИПЫ КОЛОКОЛОВ Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды: Праздничные Воскресные Постные Полиелейные Будничные Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения. Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы. Праздничные колокола используются: в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме.Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов. Воскресные колокола используются: в воскресные дни, в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу. Праздничный и воскресный колокола, Софийский собор в Новгороде Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост. Полиелейные колокола используются в дни, когда совершается полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом). Будничные (простодневные) колокола используются в будние дни седмицы (недели). Даниловские колокола в Москве Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах. Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов. Зазвонные и подзвонные колокола на колокольне Троице-Сергиевой Лавры Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим – к так называемому звонарскому столбику. Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения:к вечерне звонится один трезвон,к утрене — два,к Божественной Литургии — три.Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия.Трезвоны происходят с участием благовестника. Зазвонные колокола Свято-Преображенского кафедрального собора Донецка А сколько пословиц и поговорок сложено: «В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали». Сколько замечательных строк на «колокольную тему» в русской поэзии и прозе: «Звездный звон – певучий, плывет, не молкнет; сонный; звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних – Рождество» (Иван  Шмелев «Рождество»). Испытания колокола Помните новеллу "Колокол" в фильме Тарковского "Андрей Рублев"? В русскую деревню, разоренную татарами и почти вымершую от моровой язвы, прибыли княжеские дружинники в поисках колокольных дел мастера, способного отлить колокол по княжьему указу. Именной колокол, который задумал отлить царь Алексей Михайлович, должен был весить 8000 пудов. Царский заказ выполнил в 1654 году Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев — в том же году он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых — он умер от моровой язвы. Прорезной колокол мастера Емельяна Данилова. Село Коломенское, 1648 г. Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики. Андрей Чохов, чей колокол "Реут" (1622 г., 2000 пудов, по другим данным – 1200) поныне находится в Московском Кремле. Колокол Реут. 1622 год. Мастер Андрей Чохов Александр Григорьев – создатель Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым благозвучным колоколом России (1668 г., 2125 пудов) Якунчикова М.В. С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря (1891, ГТГ) Харитон Попов, отливший Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из интереснейших по звучанию русских колоколов (1677 г., 1000 пудов). Часовой колокол Симонова монастыря. XV век Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из ярчайших тому примеров – три самых тяжелых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: «Лебедь» (500 пудов), «Полиелей» (1000 пудов), «Сысой» (2000 пудов), отлитых русскими мастерами Филиппом Андреевым и Флором Терентьевым. Ростовские звоны. М.Я.Вилли Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев, в будущем знаменитый колокольный мастер, в ту пору еще никому не известный юноша — "малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый". Григорьев блестяще справился с ответственным делом – колокол был готов за десять месяцев. Отлив колокола За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его Царь-колоколом. Подняли его из литейной ямы и подвесили лишь в 1668 году – настолько трудной оказалась задача. Подъем колокола Александра Григорьева в 1674 году в Кремле. В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки долго лежали посреди Кремля. В 1730 году, вскоре после своего воцарения, Анна Иоанновна повелела "тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было десять тысяч пудов". Подъем Царь-колокола, рис. А.Н.Колчина Предполагалось поручить отливку иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жерменю, но тот, услыхав о весе будущего колокола, счел, что его разыгрывают. Тогда за дело взялись Иван Моторин с сыном Михаилом. Вес нового Царь-колокола по их проекту должен был составить 12 тысяч пудов. Литье колоколов на заводе Оловянишниковых в Ярославле. М.Я.Виллие С января 1733 по ноябрь 1734 года длились подготовительные работы, а когда началось литье, случилась беда — в трех из четырех печей произошла авария. Иван Моторин вновь было принялся за работу, но вскоре умер. Украшение Царь-колокола В 1735 году исполинский колокол отлил его сын Михаил. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок. Царь-колокол в литейной яме Язык Царь-Колокола В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо в мире. Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон – это музыкальная среда, которая с детства окружала русского композитора, воспитывала его музыкальное чувство. Отсюда колокольные интонации в русской музыке, колокольные переливы и переборы, наплывы и колыхания звона. Отсюда ритмика и гармония колокольного звона, вошедшего в саму фактуру музыкальной ткани. К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П.Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А.Глазунов и И. Стравинский. В русских операх можно отыскать все виды звона — от стандартных сигналов до замечательных образцов колокольного искусства. Нестеров М.В. Под благовест. 1895 Гул набата раздается в опере А.П. Бородина "Князь Игорь", в сцене пожара Путивля, осажденного половцами. Удары всполошного колокола созывают опричников на Красную площадь в "Опричнике" П.И.Чайковского. Большой церковный звон, знаменующий особую важность момента, сопровождает въезд Ивана Грозного в "Псковитянке" Н.А. Римского-Корсакова. Отзвуки заутреннего звона слышатся во вступлении к "Хованщине" М. П. Мусоргского. Светлый, праздничный звон раздается в "Сказке о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, когда под лучами восходящего солнца сквозь туман проглядывают очертания города Леденца и из распахнувшихся ворот выходит радостное шествие. Под торжественный "красный" звон, под звуки гимна "Славься" сценой всенародного ликования завершается опера М.И. Глинки "Иван Сусанин". "Борис Годунов" М.П. Мусоргского — опера, пронизанная колокольным звоном. Мелодия в сцене смерти Бориса воспроизводит подлинный погребальный перезвон. Александр Александрович Алябьев Иван Иванович Козлов Сразу после революции началась активная борьба с религией. Соловки, фото 1994 Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку. Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30-х годов. Рабочие разбивают колокол. 20-е гг. XX в. Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой колокол Симонова монастыря... Обломки Царь-колокола, Карнаухого и Годуновского колоколов Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших запрещался колокольный звон. Специальных законодательных или правительственных актов по этому поводу не издавалось; в каждом городе, районе, селе разыгрывался типовой сценарий, согласно которому группа лиц  обращалась к властям с просьбой избавить их от колокольного звона, который мешает работе, отдыху и т. п. Не продолжая этого списка, достаточно сказать, что в начале века в России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более (что составляло три четверти от общего числа столь больших колоколов во всем мире). И.С. Горюшкин-Сорокопудов Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол,Большой Успенский,"Реут" (Москва, Кремль), "Сысой","Полиелей" (Ростов Великий, Соборная звонница). Б. Ольшанский. Помни Имя своё. 1992 Именно на эти годы, когда рушили храмы и переплавляли древние колокола, пришелся расцвет деятельности замечательного музыканта,  композитора и теоретика колокольного искусства  — Константина Константиновича Сараджева. Он знал наперечёт колокола всех колоколен Москвы. Составил перечень всех колоколов Москвы и Московской области, выписав для каждого из них на нотных линейках тоны, составляющие его звук. Сочинял музыку, сам ее исполнял, собирая сотни слушателей. Благодаря К.К.Сараджеву удалось сохранить некоторые древние колокола. Последняя четверть XX в. отмечена небывалым всплеском интереса русских ученых к вопросам, связанным с колоколами и колокольным звоном в России. Возникли новые научные направления, стали проводиться научные конференции, фестивали колокольного искусства. В 1989 г. создана Ассоциация колокольного искусства,  целью которой стало возрождение и развитие традиций русского колокольного звона. Возрождается колокололитейное дело. Царь-колокол из Троице-Сергиевой лавры – самый большой из отлитых в современной России. Его вес – 72-тонны, высота –  4,550 метра, диаметр – 4,422 метра. 16 апреля 2004 г. царь-колокол был водружен на звонницу Троице-Сергиевой лавры и впервые зазвучал на праздник Троицы.  Музыка колоколов выстояла, сохранила свои корни и донесла до наших современников неповторимую красоту и духовность. Несомненно, надо затратить еще много усилий, прежде чем колокола вновь займут прежнее место в нашей жизни и голоса их будут привычно звучать во дни торжеств и бед народных. И.С. Горюшкин-Сорокопудов Из века в век [ок. 1915]