Имманентный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ


Имманентный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность. В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения. Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов. М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников. В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.
При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например: 1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении? 2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения? 3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему? 4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление. 5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения? 6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста? 7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д. 1.ВОСПРИЯТИЕ:Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…Можно сказать, что лирический герой…Стихотворение представляет собой… 2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)3. Мотив(грусти, печали, одиночества)… звучит мотив… 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:Предметный состав (все существительные, т.е образы):В первой строфе возникают образы(существительные)… Во второй строфе автор ведет речь о… 4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)Автор, характеризуя образы, использует эпитеты… Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют… 5. Действия и состояния в художественном мире произведения(анализ глаголов(т.е. проблем)Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?) 6. Как выражено пространство, время1. Пространство представлено весьма интересно( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) 2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее) 7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:ЛексикаАвтор в произведении использует (высокую, низкую) лексикуРифмаАвтором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…Синтаксис В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены … 8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...-аллитерация (преобладание согласных звуков)-ассонанс(преобладание гласных звуков)Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление… И. Бунин «Настанет день - исчезну я…»Настанет день – исчезну я,А в этой комнате пустойВсё то же будет: стол, скамьяДа образ древний и простой.И так же будет залетатьЦветная бабочка в шелку,Порхать, шуршать и трепетатьПо голубому потолку.И так же будет неба дноСмотреть в открытое окно,И море ровной синевойМанить в простор пустынный свой.
Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…» Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма. В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности). Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире. Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать) Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.