Презентация на тему: Имманетный анализ лирического текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе 
Имманетный анализ лирического текста как элемент  подготовкик ЕГЭ по литературе Выступление на ШМО подготовила учитель МОБУ СОШ С. Тан Гарифуллиной Г.Ф. Что такое имманетный анализ текста?  В Словаре иностранных слов имманентный – «внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы»                /6, 188/.         Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный – «присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.     В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения Из каких этапов состоит данный вид анализа стихотворения?                    1. ВОСПРИЯТИЕ:Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)…Можно сказать, что лирический герой…Стихотворение представляет собой… 2. ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:     1. Идея (что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):Автор  хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора    2. Эмоция ( радость, уныние, восторг, надежда)В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)    3. Мотив(грусти, печали, одиночества)… звучит мотив… 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Предметный состав                                            (все существительные, т.е образы):В первой строфе возникают образы (существительные)…Во второй строфе автор ведет речь о… 4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:               (проанализировать эпитеты, а также художественно-выразительные средства) Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…Здесь автору помогает использование…Немаловажную роль играют… 5. Действия и состояния в художественном мире произведения Анализ  глаголов (т.е. проблем)Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы 6. Как выражено  пространство, время 1. Пространство  представлено весьма интересно (описание комнаты и всего, что в ней находится от общего к частному,от частного к общему,описание представлено сверху вниз,описание пространства в ширину,выход на уровень неба, космоса…) 2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое, настоящее, будущее) 7. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: ЛексикаАвтор в произведении использует (высокую, низкую) лексикуРифмаАвтором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием …рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…Синтаксис В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как  (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены …Автор в произведении затрагивает временные рамки  ( прошлое настоящее, будущее) 8. ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...Аллитерация (преобладание согласных звуков)Ассонанс(преобладание гласных звуков)Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление… Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)  Стихотворение «…» принадлежит к …лирикеСтихотворение представляет собой яркий пример … лирикиСтихотворение может быть отнесено к … лирике  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя  В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …Можно сказать, что лирический герой…  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Тема - вопрос, которого касается автор  Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление    (рассуждение) о…  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Идейный уровень     (идея, эмоция)  Автор  хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)… звучит мотив грусти…  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Выделение композиционных частей (если есть): кульминационная часть,                    отступления, противопоставления частей,                  кольцевая композиция  Стихотворение состоит из … строф…Произведение построено…Оно имеет четкую структуру..Кульминация стихотворения приходится на…  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Истолкование названия  Стихотворение названо так потому, что…  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Характеристика образов  (существительные -образы) Характеристика образов (существительные -образы)  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Художественно-выразительные средства  Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Действия и состояния                        (глаголы-проблемы)  Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Пространство Время  Пространство  представлено весьма интересно…                                  ( описание комнаты и всего что в ней,  от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)Автор в произведении затрагивает временные рамки (  прошлое, настоящее, будущее)  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Стилистический уровень:                       Лексика   Рифма    Синтаксис  Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексикуАвтором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены …  Клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе: Фонический уровень:    размер стиха Звукопись: аллитерация ассонанс  …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…  Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов в новом 2015 году!