Система упражнений для развития оптимального чтения у младших школьников


Система упражнений для развития оптимального чтения у младших школьников Подготовила: учитель Ижевской СШАршалынского районаАкмолинской области Вовк Лариса Николаевна Оптимальное чтение - это чтение в темпе разговорной речи, примерно 120-150 слов в минуту. Доказано, что именно при такой скорости чтения достигается наилучшее понимание текста. Современные дети не просто не любят и не хотят, но и не умеют читать.Потому что….. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению? Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть. Причины, влияющие на скорость чтения Природный темп деятельностиРегрессииОтсутствие антиципацииНарушения артикуляцииНеправильное дыханиеМалое поле зренияУровень организации вниманияУровень развития памяти Упражнения для увеличения темпа чтения Многократное чтение.Молния.Буксир.Спринт Упражнения для устранения регрессий. Чтение с «окошечком».Чтение пар слов, отличающихся одной буквой.Нахождение «лишних» слов.Чтение цепочек близких по графическому облику.Чтение цепочек родственных слов. Чтение по слогам и уточнение смысла слова перед чтением всего текста.Чтение слов, напечатанных разным шрифтом. Упражнения для развития антиципации (смысловой догадки). Чтение с пропущенными окончаниями.Игра «доскажи словечко»Чтение «наоборот»«Поиск смысловых несуразностей»Чтение текста через словоЧтение с помощью «решетки»Работа с «дырявым» текстом Упражнения для развития артикуляции. Произношение гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных звуков.Чтение чистоговорок.Чтение скороговорок.Работа со структурными слоговыми таблицамиРабота с таблицами для плавного чтения. Работа над артикуляцией Упражнения для выработки правильного дыхания. «В цветочном магазине»«Задуй свечу»«Лифт»«Сдержи дыхание»«Выдох со счётом»«Медвежата»«Ручка в зубах» Расширение поля зрения. Использование пирамидИспользование таблиц Шульте или ШвайкоЧтение первого или последнего слова на строке«Словесная пирамида»«Бросок и засечка» КОС*ТЕРПАТ * РОНПЛА * КАТГНЕЗ * ДОПАШ * ТЕТЛИ * ВЕНЬЛО * ШАДЬМОР * КОВЬТЕТ * РАДЬ Развитие уровня внимания Нахождение в квадрате определенного количества словНахождение слов среди буквДеление предложений на отдельные словаЗаписывание слов, не имеющих смыслаИгра «Мнимое слово»Игра «Прятки»Поиск в тексте заданных слов Развитие оперативной памяти. Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко Написание зрительных диктантов Методика В.Н. Зайцева Ежеурочные пятиминутки чтения (жужжащее чтение)Режим щадящего чтенияМногократное чтениеЧтение в темпе скороговоркиВыразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Ежеурочное жужжащее чтение Уникальная методика Позволяет разнообразить уроки чтения. Дети работают с интересом. Карта роста по чтению Отслеживание техники чтения Темп чтения на конец 2 класса Средний темп чтения во 2 классе Карточка читателя Пусть Вас радуют своим чтением Ваши ученики и техника чтения пусть будет на Используемая литература Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения. - Начальная школа, 2001, N 8  Нечаева Н..В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - М.., 1996  Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Пособие для учителя. - М.., 1997  3. Зайцев Б. Н. Резервы обучения чтению. М., «Просвещение», 2001г.Аксенова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыкам беглого чтения. - М., 1997.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение, 1991.Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению Нач. школа. - 1994. - № 11. - С. 41-44.http://images.yandex.kz/?&ncrnd=3191