Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
Выполнила: Бердникова Е.Г. Воспитатель МБДОУ № 4 «Уголек»Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования тех психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности. Известно, что для каждого психического явления существуют сензитивные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для дошкольников – речевая культура и восприятие.
Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков.Язык есть орудие мышления и познания, является средством выражения мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Вопросами изучения речевого развития детей дошкольного возраста в разное время занимались Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Леушина, А.П.Усова, Ф.А.Сохин, Л.А.Пеньевская, Л.П.Федоренко, Т.А. Ладыженская, М.С.Лаврик, В.И.Логинова, А.М.Бородич, Г.М.Лямина, М.М.Максакова и др.
Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.
К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка.
Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым.
К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях:! как средство установления контакта! как средство познания мира.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта.Главная особенность этого возраста- возникновение планирующей функции речи
В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Переход от ситуативной речи к контекстной,происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года.С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка.Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь.
В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из личного опыта, 4) творческие рассказы.
Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.Связная речь включает в себя различные виды и формы речи. Каждая из них имеет свои особенности, которые предопределяют характер методики их формирования.
Список использованной литературы:Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 2001. — (РГПУ им. А. И. Герцена)Развитие речи. М.: «Карапуз», www. karapuz. Com.Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. М.: «Аркти», 2002. – 240с.
Спасибо за внимание!