Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» Учитель-логопед : МБДОУ №5 « Сказка»Белецкая Л.Н. Актуальность Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому, к числу важнейших задач педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи относится формирование у них связной монологической речи, так как это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.Исходя из вышеизложенного, эта тема очень актуальна и имеет важное значение на современном этапе. Её актуальность заключается в необходимости совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Цель Развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Задачи: Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развитие связной речи.Определить научно-теоретические основы формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Рассмотреть приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми.Разработать направления и содержание коррекционной работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР . Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона . Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Структура мнемотехники Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица Составление описательного рассказа . Стихотворения Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.. Этапы работы над стихотворением:Выразительное чтение стихотворения.Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Составлении рассказов по сюжетной картине. состоит из 3-х этапов:-Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины. -Определение взаимосвязи между ними. -Объединение фрагментов в единый сюжет. Этапы при составлении рассказ-описания по пейзажной картине. Выделение значимых объектов картины;Рассматривание их подробное описание внешнего вида и свойства каждого объекта;Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;Объединение мини-рассказов в единый сюжет. Пересказ Этапы работы: Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.Беседа по содержанию текста.Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнематаблицу, либо рассказ в целом. Дала тетя ЗояЗине зонт от зноя Вывод у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов;словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.