Дифференцированный подход на уроках русского языка


@@@@@@@@Шекурова Наталья Ивановна учитель начальной классов школы №91с углубленным изучением отдельных предметовг. Нижний Новгород АктуальностьНовизнаТеоретическое осмысление проблемыЦели и задачиПедагогический опыт Этапы работы Дополнительный дидактический материалРезультативностьЛитература Проблемами в современной школе Резкое падение интересов учащихся к изучению русского языка Снижение общего уровня грамотности Трудности учителя в организации дифференцированной работы, ориентация на «среднего ученика» Актуальность выбранной темы обусловлена: Индивидуально- психологическими особенностями учеников Разные особенности восприятия, памяти, воображения, мышления. Низкий уровень развития и степень готовности современного младшего школьника Новизна представляемых материалов Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету Реализация дифференцированногои индивидуального подхода Взаимосвязь осуществима при разработке и использовании в учебном процессе дифференцированных упражнений – в этом новизна представленных материалов «Дифференцированное обучение –это учет индивидуально- типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах» (И.М. Осмоловская) «Типологическими» индивидуальные способности становятся в том случае, если на их основе учеников можно разделить на группы. Эти особенности являются присущими не отдельным ученикам, а целым группам.Дифференциация обучения является конкретным воплощением идей индивидуализации обучения на уроках в повседневную практику. по уровню творчествапо объёму учебного материалапо степени сложностипо степени самостоятельностипо степени помощина основе самостоятельного выбора детей готовность к обучениюобучаемостьобученностьпознавательные интересыиндивидуальные особенности Цель и задачи работы Провести анализ психолого - педагогической литературы попроблеме дифференциации Обобщить и систематизировать опыт дифференцированной работы на уроках русского языка (создать комплекс дифференцированных упражнений по теме русского языка) Проанализировать результативность предложенной системы в аспекте обучения детей на уроках русского языка Цель Создание системы дифференцированной работы на уроках русского языка при изучении темы: «Правописание безударного гласного проверяемого ударением в корне слова» ЗАДАЧИ Дифференцированный подход в обучении русской орфографии предлагаем рассмотреть на примере изучения правописания безударного гласного в корне слова Правило  о правописании  безударного гласного в корне слова, по определению Д.Н.Богоявленского, относится  к тому типу  орфографических правил, в которых не даётся графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. Text in here 1 условие Диагностика с целью определения уровня интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению 3 условие Дифференциация учебного материала 2 условие Организация учебного сотрудничества ྔࠔਂσʠ盝ǯ…‡€їŀŁł呠Ń呠ń셅–셆셑6셒셕셖셗ŘſƀƁƂƃࠀƄƋ-ƌdƜ䀀ƿǿʀʁʂʄʅᧀʇࠀʈ ʿˉˋዐ别⪾㳹∲䚭Ḓ䀀    态耀Ԙ‡́oҞŀܗƩ٬͋ӄʢౙ౟䠇䠁AutoShape 24s಼ƿ ʉ￿￿ʊ￿￿ʋ 슌ʍ￿￿쎩ಒ䭐Ѓ!昑юǢ⽶类띭ꚋ믍ཥקּⅲ㝜入漹ꩡ簺빫ﶔ닚덢≲訿蝂牕뜏﫻仛㤶븓ᢳ窀䒎鼠溟䚈䣾鬴㹖씠⁙ꪬ땤�涷냽䎦졅䋛㗅墆䈡�⾇۵雁�⟊☤辗엾땱뽵葲䖈ܔ㊉�뇝ﱇצ懜衏Ա霪揹㋏ذ饳ଚ쥕㨖Ț齝⎋嬣ۭ盓뀳䊖睍ዻ벌憺㰷鍰쮘ᵜᇫⲇ뢎ठ㼂⸈쓡眔瞴䰳㔹䷫�嶍㹸䁏᠄㳣똱뤶닼幠㋨萑ꥌ鉣�Ȥ旐ᩈﱌ芥嶭妆Ń뫇Ẻ雯᠌௺ㅎ裑流㰴䁅ꘀ冪䈢鶂鉢䘉潥┩�䱠㶙⩮햐䬝떹⦞搷䕶ᵵ硩鬤௜⯜ൖ撝᧵賬츊ꃙ펑焚݃䝲囜铜钒噻铜钘囻↜樇㕒䳧ڜ꘧꓄愼辁鳲⋱볦笈씅鞜䡫௃䗕隇ᑽ픢ᔯ︞ꞟృ⠸擪ࡵ蟃菒�喖છ觃쏒걵藡ꫬ宂ᫍ졪嗬㞨ࠣ킫㊢ハꪤ夙虱蔟궋㦸褻㜕읧…郏ᚣ欳㗗ꣴ綅植秈サ䳦㸃䀘據﷋浵뛒悷჏╍⋴䚶敎᧦螎మ詠➩뼍㕇颦੻蔞ॸ牦ᨴ蒼䤲駱䉝飍巵ʛ䍼锭럃掮ჟ炫㻖Ῠ╩홻槏갈᧱ᐢ뙝됕㲒ヂ�婁ᵖ镛뽐鎱람�⩼룿蕞ꂤ瞌鋃盚鴌汩❢壿넠收䜮᧨뽲ࢗ㬰즹怵놠ຨラ⒌ᆌ�펶듾㿒큥璾桵䰖읭䬰뼜㍕鞥뉑뫀陌䚏轩⋥敯ꆢⓋࢁꑔ䵕꠼齅겷ܫꟲ푀瓏땫콑ⲽ﵊Ҍ핊㮻㭴ﱔ憥ܩ䠝뷉䯍六㊡뫜銵洵ງ饛ﴽ孱6ꏞ㚕ᙿ巛�孙䍠샓ꕏ뇬㝪騅⒰킆䪔鞚좇쵰�鷓濥㨠焊您䢿僐䒐Ⱶ�諧�郼殗ⓚꗔ䎀쒛ꓰ蒳쪊杜낥갟￘＀꓿솔�ర徆큅眜냅猅ꒁ녀ぃ䤘чⲴ樧䩤줶迓鶢춦靡풐訯䣾銹宀斫ア郺Ⴢ쎍ᬇᾲ仕髷阂䪔䱩妷屛⦋ﴐ隷㱖㔙瓳멘飶㔓忴焇ⷨ㧆牔銗ស秕뒍맖䏐㜢譬쀶솫潭�텻䆃帩ꉊⵃꀅ맚䥐芕䟌ᙴ폒ⱡ㱭䜮䱭璛華䞳ḳ�뤬戢稣꬈칊㙤泖៘䯢茁ℭ⾥餙跅륗굕�狤羖轓⯟몖횻斞ᄡ몲틨瑿櫓퀳煔梻蘸糍힤獸僾馧艼ᕦ鬓捄蝝쾱朼褴훘耐拂瞦曏䪄峯ド곜䫿褑寧팣䙫ﳒ츜ᓣこ鵻ල剛痬︠败ᒟ㋪벮媰퉳�탍䆭䃊瑲灵쮮䙶ㅡ턿ᨽ읫쟂瑈듖젹㺼뗞⡴ầ偼껩⫓妝⬌墜㤍操㩅�ꊁᚂБ醍䇚骈譧橁ꝸ틹跣粆찢뱕做⩱˥뾚鸀ﭯ雹엳﾿＀Ͽ倀͋ᐄ؀ࠀ℀픀嬧톒ༀ搀獲搯睯牮癥砮汭轄介ッ䔐䣷菼䠵꣬孃㐵婴⨡଄紶龰폆䷄䝬䦶뿒ே⺤杋ᦵ⭍㭁줼끀鴭뛒㡂㸞庞葀噈⌬㥜曀罽ꊷ륂�䫇ᆤਛꡂ⤊奃ꆳ焰�鷤㞝錔间鹔㒆婮촹薲ꐴ穭ꦨ쮚ヲၫ�泷曉�㞪䵚⹿଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀鼀揲연�ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·˹ۘံᗷନ,န$࿱܀䐄+ӵҲࠐ਀ăВ셅ЂǻїĀࡉā⑴Ă႒ăኀ䄄섅Ŀƿǿ̿쎀쎁<οIMGP0796Picture 4F:\DCIM\100PENTX\IMGP0796.JPG଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!꿻斄ИЮȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ﰀကࣰffﰋ甑椕༐ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇDЀĀĀ⬀ༀЀ곰눀਄ࣰȀ 쌀଀嫰Ѐ缀萀＀뼁ЀЀɁ଀⠁㼀Ā뼀Ā＀ᄀĀଃ耀ዃ蠀뼀Ȁ伀戀樀攀挀琀 㐀⌀∀틱缀꤂웃倀͋ᐄ؀ࠀ℀�蔀牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣�껂쇫戜⶞⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋㿇ꥎ髭뷭㌿븭뻌폎俛풮�䯧脐㼊㯛悭鴶⟍룰꼓岀Ͽ￿䭐ȁ-!쯶оƅ଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!鶊懁ЕЮȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀豈ကࣰ᠀넂匇༏ᄀ䣰섀Ћ⠀ༀ᐀␐ĀᰏȀĀĀ⬀쌀ࠋ＀￿ На начальном этапе обучения:«Матрица Равена» – уровень развития наглядно- образного мышления«Корректурная проба»- определение умственной способностиТест «10 слов» - объем непосредственной образной памятиТест «Пиктограмма»Тест «Лесенка»Методика «Мотивация в картинках»Методика «Мотивационная готовность» (Венгер А.Л., Матюхина М.В.)На последующих этапах отслеживался и уровень обученности. обучающиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам , низкий уровень самостоятельности обучающихся со средними показателями успеваемости по предмету, достаточно самостоятельны обучающихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также сюда входят обучающиеся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса, самостоятельны 1 группа 2 группа 3 группа Уровень дифференциации по уровню творчества по уровню трудности Этапы работы 1этап Развитие речевого слуха.Анализ звукопроизношения и написания 3 этап Формирование умения проверять слова с безударными гласными , находить и проверять орфограмму этап Работа над формой слова , над составлением группы однокоренных слов. Два способапроверки Необходимость развития речевого слуха диктуется особенностью самой орфограммы, определение и проверка которой связаны с анализом произношения.Представляем пример карточки – помощницы для 1 этапа При изучении слогоударной структуры слова приведем несколько упражнений для 1 этапа , дифференцированных по уровню трудности 1 этап Развитие речевого слуха Карточка – помощница на 1 этапе Карточка – помощница №1Вспомогательные вопросы :1.Произнесите слово, определите сильную позицию (ударную), затем назовите безударные звуки.2. Обратите внимание на слог, в котором гласный звук находится в слабой позиции .3. Запишите слово с «дырками» (пропусками буквы, обозначающей безударный гласный звук). Проверка: Прочитайте, называя в слове все звуки, затем все буквы. 1 этап.Упражнения на развитие речевого слуха1 уровень 1. Сначала произнесите слово так, как говорим, затем так, как пишем: столовая, дежурный, моряк, ученик, окно (орфоэпическое и орфографическое проговаривание). Прочитайте с ударением. Запишите, выделяя букву безударного гласного. 2. Из данных слов назовите сначала слово с ударным первым слогом: поласкать – ласка, холодный – холод, запиши – пишет. 3. Подберите несколько слов с безударным гласным в корне, и запишите с «дырками» . Проверьте их по карточке - помощнице 2 уровень 1 этап.Упражнения на развитие речевого слуха 3 уровень 1.Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл: В нашем краю растут густые л и/е са. Под елью с и/е дела л и/е са. Бабушка пос и/е дела от горя. 2. Подумайте, что обозначает каждое слово: ум(а,о)лять о пощаде, ум(а,о)лять значение, спл(о,а)тить в отряд, запл(а,о)тить за квартиру. Запиши с «дырками» Для формирования навыка правописания безударных гласных в корне большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая два их признака: смысловое родство и наличие общей, одинаковой части.На этом этапе работы используются различные разноуровневые упражнения, направленные на формирования умения подбирать однокоренные слова. 2 этап. Однокоренные слова и форма слова 2 этап . Дифференцированные задания по уровню трудности 1 уровень- Поставь ударение и подчеркни букву , обозначающую безударный гласный звук. Измени по образцу: одна –много. Запиши.ГораСтенаЗимаЛисаСоснаДоска2 уровень – Выбери и подчеркни однокоренное слово, вставь пропущенную букву Л..нивый (линия, лень)П..сал (песня, пишет)В..зил (воз, ваза)К..тал (кот, катит) 2 этап . Дифференцированные задания по уровню трудности 3 уровень Запиши противоположные по смыслу слова (антонимы), прочитай и подчеркните в них букву , обозначающую безударный гласный звук; Белеть –Сладковатый –Темнеть -Трудолюбивый – 3 уровень - Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго? Докажи, запиши своё мнение.Загорела - горканагляделся - взгляд травить - трава 2 этапе Дифференцированные задания по уровню трудности 3 уровеньВыберите однокоренное слово: приг.род (горе, город), спл.тить (плата, плотный). На этом этапе используется «Дерево родственных слов». Форма работы – групповая и индивидуальная На этом этапе работы используются упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочные слова (2 способа:изменение формы слова, подбор однокоренных слов) 3 этап Формирование умения проверять слова с безударными гласными , находить и проверять орфограмму Уровень __1___ Прочитай и поставь ударение. В безударном слоге допиши нужную букву.Кот, к_тята, к_тёнок;Горка, г_ристый, на г_ре; Горе, г_ревать, г_ремыка;Море, м-рской, м-ря 3 этап Уровень _2_Выбери проверочное слово из слов в скобках. Обведи его. Впиши буквуМ-стерить – (мост, масть, мастер)Л-пить – (лепка, липка, лепнина)П-лезный – (поле, польза, полька) Формирование умения проверять написание слов с безударной гласной в корне , находить и проверять орфограмму Уровень 3 К данным словам подбери однокоренные слова по описанию.Запиши полученные пары слов. Подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук в корне. Синий- слово, обозначающее название птицы. Снег – слово, обозначающее название птицы Белый – слово, обозначающее часть яйца. Формирование умения проверять написание слов с безударной гласной в корне , находить и проверять орфограмму 3 этап Разработка дополнительного методического пособия с дифференцированными заданиями по теме «Правописание безударного гласного в корне слова:Тетрадь с дифференцированными заданиями «Учусь быть грамотным», «Дерево родственных слов»«Орфографическое лото» Задания из тетради для индивидуальной работы «Учусь писать грамотно» ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ«ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО»«ДЕРЕВО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ» Дидактические пособия и раздаточный материал Упражнения  из тетради в практическом  применении правописания предполагают: - Умение находить слова, написание которых регулируется данным правилом - Умение оперировать самим правилом, то есть  находить проверочные слова (однокоренные или форму слова); - Применять это правило в  самостоятельных или творческих работах. Эти упражнения  формируют у учащихся орфографическую зоркость. Индивидуальная тетрадьВасина Данила Цель: Уточнить представление о признаках родственных слов, осознанно подбирать признака: смысловое родство и наличие общей, одинаковой частиОборудование. Картинка «Дерево» с прорезями, карточки со словами. Описание игры. Дети осознанно подбирают однокоренные слова, учитывая два их признака: смысловое родство и наличие общей, одинаковой части. Цель: Развитие орфографической зоркости, формирование умения распознавать и проверять орфограмму.Оборудование: Цветные карточки с проблемными словами, а отсутствующую безударную гласную в корне заменяет многоточие. Разрезные карточки с буквами И, О, А, Я, Е. Описание игры. Дети получают карточки с прорезями. По сигналу они вставляют карточки с буквами. Побеждает тот кто раньше других выполнит задание. Затем они могут обменяться карточками и проверить, как выполнено задание. Педагогическая диагностика позволила выявить качество усвоения учащимися учебного материала и, прежде всего, умение детей применять полученные знания в нестандартных ситуациях – самостоятельно находить способ решения новой учебной задачи, сопоставлять, выбирать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Повысился уровень учебной мотивации Анализ результативности дифференцированной работы по русскому языку Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на урокеИспользование описанных выше заданий стимулирует познавательный интерес к уроку русского языка и способствует повышению грамотности учащихся. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М., 1986.Безруких М. М., Кузнецова М. И. Рабочая тетрадь. М., 2000.Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.Деменева Н. Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. Нижний Новгород, 2002. 29. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. М.. 1992Жуйков С. Ф. Проблема активизации учащихся в психологии обучения. // Советская педагогика., 1966.Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Чтение и письмо. 1 класс. М., 1998.Журова Л. С. Беседы с учителем. 4 класс. М.. 2201.Журова Л.Е., Евдокимова А. О. Грамота. М., 1998.Зыкова В. И. Калмыкова З. И. Об учащихся с замедленным темпом развития.//Советская педагогика.. 1968.Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. М.. 1979.Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьника. Казань, 1980.Коменский Л. А. Великая дидактика. М., 1976.Концепция четырёхлетнего начального образования // Начальная школа. 1982.№7 – 8.Крутецкий В. А. Основы педагогики психологии. М.. 1972Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.Кузнецова М. И. Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь. М., 2002.Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности. М., 1999.Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.Львов М. Р. Перспективы методики правописания в начальной школе// Начальная школа. 1989., №8.Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.Марцинковская Л. М. Диагностика психического развития детей. М.. 1998