Презентация по русскому языку на тему Чистота речи. Уместность речи. Выразительность речи (5 класс)
Чистота речи. Уместность речи. Выразительность речиУрок русского языка в 5 классе по учебнику Л. А. Муриной, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко
Проверка выполнения домашнего заданияУпражнение 61.1. Богатство речи наиболее ярко проявляется во втором тексте.2. Зачитать свои предложения с выделенными словами.Составить предложения со словами: те..итория, утр..ний, жав..р..нок, серебр..ный.Упражнение 63. Сочинение «Раннее утро»
Тема урокаТема уроказнаю
УзнаемЧто такое качества речи: точность, логичность, богатство, чистота, уместность и выразительность
НаучимсяНаходить и исправлять неточности в устной и письменной речи
ПовторимСинтаксический разбор предложения
Упражнение 64Повышать чистоту речи можно, стараясь не употреблять лишних слов. Чтобы пополнять свой словарный запас, нужно много читать.
Страница 33. Чистая речьЧистой называется такая речь, в которой не употребляются лишние слова (юный мальчик), стоящие рядом однокоренные слова (рассказывала рассказ), просторечные слова (откудова) и др.
Упражнение 651.В тексте проявляется чистота речи: не употребляются лишние слова, не стоят рядом однокоренные слова, нет просторечных слов.2.Выделенные написания — безударные гласные в корне слова.
Вы замечали за собой употребление слов-«сорняков»?Чистота речи - отсутствие в ней слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Какое Это производит впечатление?
Прочитайте вслух отрывок из письма читателя газеты «Известия» Станислава Белякова, соблюдая указанные в нем особенности звучания текста. О каком речевом недостатке говорит автор? Можно ли этот недостаток считать нарушением чистоты речи? Аргументируйте свой ответ.Уважаемая, а-а-а-а-а-э-э-э, редакция!Давно я-а-а-а-а собирался вам, м-м-м-м-м, написать письмо по-о-о-о-о поводу вот такого, э-э-э-э-э, оборота речи, а-а-а-а, тех, кто выступает, м-м-м-м-м, перед телезрителями ежедневно, ежечасно с у-у-у-утра до, м-м-м-м-м, глубокой ночи...
Упражнение 662. В своём поздравлении девочка официально поздравила отца, вспомнила только о работе и личной жизни.В поздравление близкого человека нужно было вложить больше любви, сделать его более душевным.
ФизкультминуткаМы писали и устали,Все мы дружно тихо встали,Ножками потопали: раз, два, три.Ручками похлопали: раз, два, три.Сели, встали, встали, селиИ друг друга не задели.Мы немножко отдохнёмИ опять писать начнём.Ручки выше, шире плечи,Раз, два, три, дыши ровней,От зарядки станешь крепче,Станешь крепче и сильней.
Марк Туллий Цицерон писал: «Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно».
Страница 33. Уместная речьУместной называется речь, слова и выражения которой подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим и пишем.
Упражнение 67Обратно — спросил про задачу —невежественно — праздное —
Упражнение 67Обратно — снова, спросил про задачу — спросил о задаче, невежественно — невежливо, праздное — праздничное.
Страница 34. Выразительная речьВыразительной называется образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя. Чтобы уметь выразительно рассказывать о том, что мы видим вокруг, нужно научиться подбирать слова так же старательно, как художник краски. Учитесь «рисовать» словами.
Страница 34. Выразительная речьВыразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.
Упражнение 68Более выразительным можно назвать второе описание черники, потому что речь в нём образная, яркая, производит особое впечатление.
Синтаксический разбор предложения
Сделать синтаксический разбор предложенияЧерника растёт на крепеньких кустиках.
Сделать синтаксический разбор предложенияЧерника растёт на крепеньких кустиках.
Подведение итогов занятияПРОВЕРЯЕМ СЕБЯвикторина
1. Основные качества речи:правильность, точность, логичность, богатство, чистота, уместность, выразительность.
2. Точной речь называется, когда говорящий хорошо знает то, о чём говорит, и подбирает для этого нужные слова.
3. … — это речь, в которой мысль выражается последовательно, слова, предложения, части связаны между собой по смыслу.Логичная речь
4. Богатая речь — это речь, в которой используются …разнообразные слова, сочетания слов и предложений.
5. … — это речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова и др. Логичная речьБогатая речьВыразительная речьТочная речьЧистая речь
Подведение итогов занятия-Что нового вы узнали на уроке?-Какие из заданий вы выполнили с лёгкостью? Какие нет?
Совсем непонятно Хорошо понятноВыберите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке. Номер выбранного смайлика отметьте на полях тетради.
Информация о домашнем задании§8, упр. 69 или 70Прочитайте задания к упражнению. Какое правило отрабатывается в упражнении? Что выполняется письменно, что устно?
Автор: Кваст Наталья Владимировнаучитель русского языка и литературыГУО «Средняя школа №27 г. Могилёва»