«Проектная деятельность в УМК «Планета знаний» как средство развития познавательной активности обучающихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 70» Переславцева Наталия Фёдоровна «Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность». Бернард Шоу. учитель начальных классов «Проектная деятельность в УМК «Планета знаний» как средство развития познавательной активности обучающихся» « развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».(ФГООС НОО) Внедрение в практику учителей начальных классов эффективных личностно ориентированных технологий. Представитель интегральной технологии -проектная деятельность, в основе которой лежит проект.УМК «Планета знаний» соответствует требованиям стандартов нового поколения. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе неумение следовать прочитанной инструкции разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную Отсутствие у детей поисковой деятельности. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Новикова Т.А. «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности » Уильям Херд Килпатрик«Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» Джон Дьюи «Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация» П.П. Блонский « Трудовая школа» Пахомова Н.Ю. «Метод проекта».Учебные проекты: его возможности Матяш Н.В., Симоненко В.Д«Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов». М.В. Крупенина В.Н. ШульгинСоздание концепции взаимодействия школы и среды. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования развивать умения работать - с информацией; использовать ИКТ при оформлении результатов исследования; Воспитывать активность и интерес к проектной деятельности. Создание системы работы, направленной на повышение качества обучения младших школьников путём развития познавательной и творческой активности через проектную деятельность . Цель и задачи педагогической деятельности Включение учащихся в проектную деятельность, которая:-делает обучение познавательным и интересным;имеет практическую направленность, полученный результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности;придаёт учащимся уверенность в своих силах и позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости. Ведущая педагогическая идея -
Словесный наглядныйпроблемного изложениячастично-поисковыйисследовательский- практический - классно-урочная- индивидуальная- групповая- парная- комбинированная - личностно-ориентированная- сотрудничества - игровая - проектная деятельность- здоровьесберегающая - информационно коммуникационная- обучение на основе проблемных ситуаций Формы Методы Технологии Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Технология работы(введение в проектную деятельность) «Портфолио» проекта Учебные проекты Проекты в практике Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Начальный этап Конечный этап 1. Умение поставить творческую цель 32 % 54 % 2. Планирование своей деятельности 32 % 48 % 3. Умение работать самостоятельно 36 % 73 % 4. Уровень развития творческих способностей 20 % 52 % 5. Средний показатель уровень обученности 30 % 67 % Уровень обученности младших школьников проектной деятельности Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутые эффекты Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутые эффекты Транслируемость http://aida.ucoz.ru Сетевые сообщества Педагоги школ и доп.образования методические разработки: урок-проект, проектов во внеурочной работе; проведение творческих мастерских, мастер-классов, круглых столов по теме;выступления на ШМО, ПС и МС;участие в проблемных группах;обмен опытом с коллегами через Интернет; создание медиатеки; каталога Интернет ресурсов;участие в конкурсах, акциях и соц.проектах;проведение тематических родительских собраний, праздники, конкурсы, викторины Родители Литература Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа – 2005г. №9Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007) Журнал «Нач. школа» №9- 2005 гМатяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002г.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1–4 классы. Учебно-методический комплект “Планета знаний”. – М.: АСТ: Астрель, 2006 г.Н.Ю.Пахомова«Метод учебного проекта в образовательном учреждении», Москва, 2005гПахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4 Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Участие в работе ШМО; творческих групп; мастер-классов. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Цель создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств. Предметное содержание и структура УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования. 4 уровня дифференцированного подхода к обучению.Четвертый уровень – проектная деятельность. УМК « Планета знаний» Предлагаемые темы проектов по УМК “Планета знаний” 1-й класс «Школа», «Растения», «Симметрия»,«Алфавит», «Волшебное оригами»,«Одежда», « Сказки», «Люди и их занятия», «Любимое число»,«Загадки, считалки, скороговорки», «Русский язык – твой помощник»«Народное искусство», «Дизайн в нашей жизни»,«Полёт над музыкальным миром»,«Глина – незаменимый помощник наших предков», «Звук и цвет». 2-й класс «Мы живем в космосе»,«Наши питомцы» «Устное народное творчество», «Как хорошо уметь грамотно писать»,«Мастерская слова» «Знание – сила»«Любимые писатели, произведения и герои»,«Вычислительные машины», «Жизнь леса»,«Свойства площади». Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 3-й класс «Освоение воздушного пространства человеком», «Мой родной край», «Физкультура и спорт»,«Сохраним мир живой природы» «Что такое масса», «Басни», «Народные сказки», «Измерение времени»«Проводники наших мыслей и чувств»«Строим слова и предложения» 4 класс «Длина и её измерение», «Геометрические фигуры»«Используем средства языка при общении», «Авторские сказки»«По местам боевой славы», «Моя Родина», «Язык мой – друг мой»«Изучай и знай природу своего края», «Город и горожане 19 века»«Сохраним чистоту рек и озер нашей Родины» «Культурное наследие Древней Руси». Транслируемость Дата Тема выступления место 2013 год « Мастер – класс. Развитие информационно-речевых умений при работе с особым видом текста» Педсовет 2014 год «Проекты в начальных классах. Что? Где? Когда?» Общешкольное родительское собрание 2014 год Обобщение опыта.«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся» ШМО Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1 класс Виды упражнений продукт Цель: познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. “Как ты думаешь?”, “Выскажи свое предположение, мнение”, “Докажи, что я не права”, “Задай вопрос товарищу”, “Обсуди в паре, группе”, “Найди ответ на вопрос» собственная загадка, потешка. (коллективные книги : «Потешки»«Книга загадок», Темы проектов Обучение грамоте.«Придумай свою азбуку на пальцах» ,«Составь «фруктовую» азбуку», «Театр живых букв», «Составь буквы из природных материалов.2.Математика. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», Числа в загадках, пословицах и поговорках».3. Окружающий мир.«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Правила дорожного движения». Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны 2 классЦель: познакомить каждого ребёнка этапом выявления проблем и способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. «Продолжи рассказ» - «Составьте рассказ от имени другого персонажа» (дневник в портфеле Маши, камешком на дороге), - «Опиши день из воображаемой жизни» - определите, сколько значений у предмета (нетрадиционного и реального использования, - назовите как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги). Групповые проекты уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники, уроки-исследования:«Зачем нужны правила дорожного движения?», «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Зачем каждому государству свои символы?» газеты, сказки, книги, инсценировки, памяткисценки, макет, отчёт Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Цель: учимся видеть проблемы, развиваем умения делать выводы и умозаключения. Задание – посмотрите на мир чужими глазами. Простые аналогии .Тема одна – сюжетов многоСколько значений у предмета Цель: учимся строить гипотезы. - давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; - почему многие дети любят компьютерные игры.Задание – предположи причину события. Цель: развитие внимания и наблюдательности. «Вспомни и назови все детали предмета» «Нарисуй по памяти» «Парные картинки, содержащие различия»«Аналогии с простыми геометрическими телами»«Понаблюдай и опиши» Цель: развитие умения классифицировать. «Четвертый лишний»«Чем отличаются и чем похожи предметы»«Классифицирование по разным основаниям» Цель: развития умения высказывать суждения, общаться- обучение взаимодействию и сотрудничеству игра «Найди загаданное слово»игра «Угадай, о чём спросили»Задай вопрос тому, кто изображен на картинкеЗадание «Расскажи другими словами»Задание выполняется в группах 3-4 чел. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать своисилы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучат проектированию,т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способарешения проблемы путем решения задач, вытекающих из этойпроблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентацияпортфолио Проект 6 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования предметные межпредметные надпредметные среднесрочные ПРОЕКТЫ индивидуальные групповые разновозрастные общешкольные международные социальные прикладные творческие информационные игровые исследовательские перспективные долгосрочные краткосрочные Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Проектная деятельность Проект «Моя семья - моё богатство! "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" Л.Н.Толстой Цель проекта: формировать понимания базовой общечеловеческой ценности: семья, важности семьи для человека.- повысить интерес ребёнка к семье, её традициям, - способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса. Предметная область - окружающий мирМежпредметные связи - литературное чтение, русский язык, технология (ИКТ), ИЗО.Возраст участников -1 класс (1-2 класс)Приблизительная продолжительность проекта - 3 неделиОсновополагающий вопрос Что делает человека счастливым?Проблемные вопросы учебной темы:Зачем человеку нужно знать свою родословную?Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй?Какую семью мы называем счастливой? Старт проектаСтартовая презентация проекта, беседа по проблемным вопросам;Таблица “Знаю - Интересуюсь - Узнал”, заполнение парами или малыми группами (4 чел.).I этап «Моя семья» «Семейная викторина"Домашнее задание «Моё родословное древо» выполнение на заготовке (электронный или бумажный вариант) или в свободной форме;Моделирование родословного древа. Эта модель может быть выполнена по выбору:в форме ролевой игры («живая» модель), в виде коллективной композиции из поделок из пластилина, солёного теста, аппликации и т.п. (по выбору) на уроке технологии («неживая» модель) Проект «Моя семья - моё богатство! II этап «Семейные традиции»: Команда делится на две группы для работы над одним из заданий этапа по выбору;1-ая группа «Мудрецы» выполняет задание «Копилка народной мудрости» 2-ая группа «Знатоки» выполняет задание «Народные семейные традиции» в презентации по шаблону. Распределение обязанностей в группе. III этап «Счастливая семья» Мозговой штурм "Счастливая семья" и визуализация его итогов в игре "Облако слов" Беседа по проблемному вопросу: «Какую семью мы называем счастливой?». Итог мозгового штурма – плакат "Счастливая семья" с девизом счастливойсемьи. Подведение итогов.Рефлексия для участников и координаторов проекта.Продукты проектной деятельности детей: "Копилка" народной мудрости.Создание 1-3 страничек для итоговой коллективной, презентации "Семейные народные традиции" по шаблону. Плакат "Счастливая семья" Проект «Моя семья - моё богатство! Предмет: русский язык. Класс: 3Тип проекта: творческийПродукт: учащиеся должны представить в интересной форме одну тему словарных слов.Цель вовлечение учащихся в активный познавательный процессЗадачи развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературойизучение словарных слов по программе 3 класса;активизация словарного запаса учащихся; развивать интерес к родному языку, развивать умения работать в группе; самостоятельно принимать решенияЭтапы работы над проектом. 1 этап: погружение в проектПроблема:Что можно сделать, чтобы было интересно, а значит легко???2 этап: организация деятельностиРаспределение по группам. Тема «Животные»Планирование работы3 этап: осуществление деятельности4 этап: презентация5 этап: оценка результатов Паспорт учебного проекта «Словарные слова» Паспорт учебного проекта «Моя семья» Предмет: окружающий мир. Класс: 3Тип проекта: творческийПродукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своей семье в свободной форме.Цель: вовлечение учащихся в активный познавательный процесс; - привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания; - развивать умения работать самостоятельноЗадачи: развивать интерес к родной семье, к родственникам, - воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к людямВремя работы над проектом: 1 неделяРежим работы: дома вместе с родителямиЭтапы работы над проектом:1 этап: составить рассказ «Моя семья» по плану. Состав семьи. Сколько поколений живет в семье. Твои ближайшие родственники. Профессии твоих родителей, бабушек и дедушек. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности.Оформление работы в свободной форме. 2 этап: презентация «Школьный старт « ( под ред. М.Р. Битяновой )« Учимся учиться действовать» М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. На начало 1 класс На конец 1 класс повышенный 8 ч 8 ч средний 14 ч 17 ч. низкий 3 ч. 0 ч. Коммуникативные УУД Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутые эффекты «Школьный старт « ( под ред. М.Р. Битяновой )« Учимся учиться действовать» М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. На начало 1 класс На конец 1 класс повышенный 5 ч 7 ч средний 20 ч 18 ч. низкий 0 ч. 0 ч. Познавательные УУД Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутые эффекты «Школьный старт « ( под ред. М.Р. Битяновой )« Учимся учиться действовать» М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. На начало 1 класс На конец 1 класс повышенный 5 ч 6 ч средний 12 ч 17 ч. низкий 8 ч. 2 ч. Личностные УУД Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутые эффекты «Школьный старт « ( под ред. М.Р. Битяновой )« Учимся учиться действовать» М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. На начало 1 класс На конец 1 класс повышенный 3ч 5 ч средний 10 ч 17 ч. низкий 12 ч. 3 ч. Регулятивные УУД Результативность профессиональнойпедагогической деятельности и достигнутые эффекты