Презентация на тему Методы проблемно – диалогической технологии


Методы проблемно – диалогической технологии в образовательной системе «Школа 2100» «Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда». Древняя мудрость Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Отличия проблемного диалога от других технологий: 1) Место проблемного диалога – рядовой урок введения нового материала2) Проблемный диалог универсален, т.е. реализуем на любом предмете и любой ступени обучения3) Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения проблемы – этап формулирования нового знания.
Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемыПодводящий диалогЦепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

Методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог.Подводящий к теме диалог.Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Педагогические действия:2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;3) побуждения к формулированию учебной проблемы;4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.1) создания проблемной ситуации;


УчительУченикУ доски ведут диалог два ученика.-Я видел ее, она мне понравилась, такая тихая, медленная, ленивая, прозрачная, в одном месте она была очень узкая, а в другом – широкая…-Я тоже ездил к ней с родителями, она далеко находится от наших мест, только она была шумная, пенистая, мутная, быстрая… (предъявление двух противоречивых мнений) - Дети говорят об одном предмете. (ученики испытывают удивление, возникновение проблемной ситуации)- Как вы думаете, о чем разговаривают дети?-Какие вопросы у вас возникают?-Сформулируйте тему урока.-Они говорят о реках.-Почему реки такие разные? Где река берет воду?-Откуда и куда течет река?-Реки.Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Реки и озера». УчительУченикНа доске – карточки с опорными словами:Весы длина сантиметрлинейка масса килограмм объем– Разбейте слова на две группы.– Докажите свой выбор.-Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе?– Какова же тема урока?длина массалинейка весысантиметр килограмм Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм. Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.Объем и единицы его измерения. Урок математики. Тема урока: «Величины. Объем. Литр». Приёмы создания проблемной ситуации.1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. 3. Шаг 1. Обнажить житейское представлениеучащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Приёмы создания проблемной ситуации.4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Технология поиска решения учебной проблемы.Побуждающий к гипотезам диалог:- побуждение к выдвижению гипотез.- принятие выдвигаемых учениками гипотез.- побуждение к проверке гипотез.- принятие предлагаемых учениками проверок.


Подводящий к теме диалог.Типы вопросов и заданий:Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу)Мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение)


УчительУченикНа доске запись букв:Д Б Е М К А С Т У Х Ц Э Ш Ь И– Прочитайте буквы.– Назовите каждую третью букву.–Сформулируйте тему урока. Е, А, У, Э, И Гласные буквы и их звуки.Урок русского языка. Тема урока: «Повторяем гласные звуки и буквы». Сообщение темы с мотивирующим приёмом. «Яркое пятно» (легенды, сказки, фрагменты из художественной литературы и др.) «Актуальность» обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

УчительУченик– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочется?– Сегодня вы узнаете эти правила и потренируетесь в переносе слов.- Мы перенесем это слово на другую строку.-Наверное, для этого должны быть правила.Урок русского языка. Тема урока «Перенос слов». Побуждающий диалог+ Развивает творческое мышление+ Максимально близок к жизненным ситуациям- Ученики могут увести в сторону от темы- Невозможно рассчитать время на урокеПодводящий диалог+ Развивает логическое мышление+ Просчитывается по времени+ Ведет к нужному результату коротким путем- В меньшей степени развивает творчество и инициативу Технология проблемно-диалогического обучения является:Результативной: обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.Здоровьесберегающей: позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знания.

Спасибо за внимание!