Презентация по внеклассному чтению Щелкунчик и Мышиный король


Четыре книги и карандаш 1302191137Романтическая сказка Э.Г.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» ПЛАН 1. Биография 2. Произведения 2.1 Музыкальные 2.2 Литературные 3. Романтическая сказка 3.1 Сюжет 3.2 История создания 3.3 Герои 4. Нравственные уроки сказки 5. Произведения Гофмана в мировой культуре БИОГРАФИЯ24 сентября 1776 года в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана рождается второй сын — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Эрнст - фантазер и озорник - являл собой возмутителя спокойствия в доме. Бабушка, очень религиозная, была добра ко всем поколениям в семье, но любимицей Эрнста была его тетя Иоганна. Она не заменила ему мать, а стала, скорее, другом. Иоганна Софи Дерффер была остроумной, веселой, и совсем не похожей на остальных членов семьи. Даже в юношеские года Гофман доверял ей свои тайны и в более поздние года вспоминал ее как своего ангела-хранителя в этом доме.Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.24.09.1776 - 25.06.1822 В 1800году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. 1802 — Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк. В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк. Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Автопортрет Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества. В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни. Приблизительно 18 января 1822 Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. 31 января Кампц решает вопрос доказанности выдвинутых против Гофмана обвинений относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны; он требует применить к Гофману строгое наказание. По ходатайству Гиппеля допрос Гофмана откладывается. 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за чем у него наступает паралич. 25 июня в 11 часов утра Гофман умирает. Он похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.Автопортрет-карикатура Если ли­те­ра­тур­ные ра­бо­ты, ка­ри­ка­ту­ры, ре­цен­зии Гоф­ма­на дос­та­точ­но из­вест­ны в куль­тур­ном по­ле ро­ман­тиз­ма, то на­сле­дие Гоф­ма­на-музыканта, композитора не поль­зу­ет­ся та­кой же по­пу­ляр­но­стью. Между тем Гофман прекрасно пел, играл на органе, скрипке и фортепиано, с 18 лет сам давал уроки музыки. В начале 1800-х годов появились его первые музыкальные сочинения: фортепианные сонаты, квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и арфы, целый ряд произведений для музыкального театра. Вы­ска­зы­ва­ние Гоф­ма­на рас­кры­ва­ет его тяготение к му­зы­каль­но­му те­ат­ру: «Я счи­таю ро­ман­ти­че­скую опе­ру един­ст­вен­но ис­тин­ной, по­то­му что му­зы­ка мо­жет чув­ст­во­вать се­бя до­ма толь­ко в цар­ст­ве ро­ман­тиз­ма». Гофман - музыкант Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина по сюжету сказки его друга барона Фридриха де ла Мотт Фуке (1777-1843)., впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что в 1805 году даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он признал, что никогда не будет значимым композитором и его талант лежит, скорее, в области литературной. Поэтому «Ундина» стала венцом его композиторской деятельности, он называет ее жанр «волшебной оперой». «Ундина», Дж. У. Уотерхаус Музыкальные произведения Гофманазингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten) (1804)музыка к трагедии Захариаса Вернера «Крест на Балтийском море» (нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee) (1805)сонаты для фортепиано: A-Dur, f-moll, F-Dur, f-moll, cis-moll (1805—1808)балет «Арлекин» (нем. Arlequin) (1808)Miserere b-moll (1809)«Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» (нем. Grand Trio E-Dur) (1809)мелодрама «Дирна. Индийская мелодрама в 3-х актах» (нем. Dirna (1809)опера «Аврора» (нем. Aurora) (1812)опера «Ундина» (нем. Undine) (1816) Гофман-писательВ 1795 году он начинает писать свои первые романы, которые позже и принесли ему всемирную известность. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем и философской глубиной обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе и определили его значительное влияние на мировую и, в частности, русскую литературу. В его произведениях причудливо переплетены романтика, мистика, неудержимая фантазия с картинами и образами реальными, а то и сатирическими. Как писал советский литературовед И.В. Миримский, «стиль Гофмана можно определить как романтико-фантастический. Смех Гофмана отличался необыкновенной подвижностью своих форм, он колеблется от добродушного юмора сострадания до озлобленной разрушительной сатиры, от безобидного шаржа до цинически уродливого гротеска».Иллюстрация к повести Гофмана «Повелитель блох». Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.В. Соловьёв так охарактеризовал творчество Гофмана:Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом. В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, поэт — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области.Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.Иллюстрация к произведению Э.Т.А.Гофмана "Счастье игрока" Романтическая сказкаРоманти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
style.rotation СюжетСказка "Щелкунчик и Мышиный король" Гофмана - одно из самых ярких произведений автора, которое называют шедевром детской сказочной прозы. Эта музыкально-художественно-поэтическая история о девочке Мари, Щелкунчике и Мышином короле заставляют поверить в то, что искренность и самоотверженность получают великую награду, а любовь и доброе, отзывчивое сердце могут воплотить в жизнь самые заветные мечты.
История созданияГофман написал сказку  «Щелкунчик и мышиный король» в 1816 году  для   первого тома  издания «Сказки для детей», задуманного им вместе с друзьями – Фридрихом Генрихом Карлом де ла Мотт Фуке и Карлом Вильгельмом Салисом Контессой.  История, развертывающаяся в сказке,  была вдохновлена общением Гофмана с семейством криминалиста и издателя  Юлиуса Эдуарда Хитцига, с которым литератор был в дружеских отношениях. Прототипами героев сказки -  Мари и Фрица стали дети Хитцига  -  семилетняя Мари и ее младший брат, пятилетний Фриц.
style.rotation ГероиГлавная героиня "Щелкунчика и Мышиного короля" - это семилетняя Мари. Она поражает своей находчивостью, смелостью, отвагой и решимостью. Но самое главное то, что она - добрая и отзывчивая.Мари сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер - в виде игрушки, смешной и нелепой.Мари
ЩелкунчикЗабавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. У Щелкунчика оказались добрые глаза и ласковая улыбка. Щелкунчик — просто злосчастная жертва обстоятельств. Щ. был заколдованным племянником господина Дроссельмайера; чтобы вернуть человеческий облик, он должен был победить Мышиного Короля. ДроссельмейерДроссельмейер – центральная фигура сказки, соединяющая разные пространства и времена. Он – давний друг семьи Штальбаумов, старший советник суда, крестный Мари и Фрица; и в то же время королевский часовщик и чудодей; а еще великий искусник в изготовлении замысловатых игрушек – мастер, достигший в своем искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает. Дроссельмейер внешне не симпатичен, строг и требователен, беспристрастен. Принцесса ПирлипатПротивоположность Мари. Злая фея Мышильда превратила красавицу Пирлипат в уродливое чудище. Молодой Дроссельмейер расколол для принцессы орех Кракатук, съев ядрышко которого, она возвратилась в свой облик красавицы. По обещанию короля, отца принцессы, герой, который расколдует Пирлипат, должен был получить её руку и королевство. Однако, когда бедный юноша предстал перед спасенной принцессой во всём своём безобразии, «принцесса закрыла лицо обеими руками и закричала: – Вон, вон отсюда, противный Щелкунчик!» Как  было  уже  замечено  в  литературо-ведческих  работах,  сказка «Щелкунчик  и  Мышиный  король»  представ-ляет  собой    затейливые вариации на тему знаменитого сказочного  мотива – красавица  и  чудовище». В рамках  сюжетной  схемы  «красавица и чудовище» обычно действуют три персонажа:  героиня-красавица, отец, из-за которого красавица  вовлекается в  историю,  и  чудовище, которое оказывается заколдованным принцем и спаса-ется красавицей.. В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника  Дроссельмейера  и Щелкунчика,  заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается  вся  история  и  который  перекладывает  её  развитие  на придворного чудодея Дроссельмейера)
Нравственные уроки сказкиКак и любая сказка, "Щелкунчик и Мышиный король" несет в себе особый нравственный и моральный урок. Прежде всего, его необходимо усвоить детям, которые все еще верят в чудо и волшебство. Через сказочный сюжет легче всего преподносить уроки детям, так они будут лучше понимать истинные жизненные ценности и добродетели. Мари - наглядный этому пример. Ведь она полюбила Щелкунчика, несмотря на его непрезентабельную внешность - она сумела разглядеть его доброту, благородство и внутреннюю красоту. Мари совершила поступок - помогла бедному Щелкунчику избавиться от мучений.
А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, мы видим, как невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Таким образом, сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" преподносит детям ценные нравственные уроки, через волшебство и счастливый финал. Произведения Гофмана в мировой культуреБалеты по произведениям Э. Т. А. ГофманаБалет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (первая постановка в 1892 году).Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppélia) — комический балет французского композитора Лео Делиба. Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном).Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году). Произведения Гофмана в мировой культуреЭкранизацииЩелкунчик (мультфильм, 1973)Орех Кракатук, 1977 — фильм Леонида КвинихидзеЩелкунчик и мышиный король (мультфильм), 1999 годЩелкунчик (мультфильм, 2004)«Гофманиада»Щелкунчик и Крысиный Король (фильм в формате 3D), 2010 годГофман - главный герой мультфильма Гофманиада Источникиhttp://ru.wikipedia.orghttp://etagofman.narod.ruhttp://www.21israel-music.comhttp://biopeoples.ru Презентацию выполнила Андреева А.ВУчитель начальных классов.