выступление на общешкольном родительском собрании
«Себя убивает тот, кто хотел убить другого или, по крайней мере, желал смерти другого человека».
Факторы, способствующие суицидуНеблагополучные семьиПодростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и подростками, иногда с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно.Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотично и матери отягощает положение подростка в семье.Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, ЧУВСТВО беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего. Наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.
Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, мо- гут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суи- циду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может при вести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности под- ростка, которая характерна для детей из неблагополучных се- мей, или у эмоционально-лабильных подростков, лишенных поддержки дома, ощущающих эмоциональное отвержение родителей. Беременность девушки-подростка, импотенция, случайный половой контакт, отрицательные эмоции после него, чувство вины и брезгливости к самому себе, страх гомосексуализма («паника») — все это может толкнуть подростка к суицидальному поведению.
Признаки суицидальных мыслей печаль, подавленность, потеря интереса к жизни, отсутствие желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут по являться психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации, печаль, несвойственное ребятам бессилие, снижение веса. скрытые формы: повышенная активность, внимание к мелочам, а иногда социальными провокациями — правонарушениями, беспорядочными половыми связями, чувство скуки и усталости, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % - это крик о помощи.
Для подростков, совершающих самоубийства, характерна незрелость личности и слабый контроль эмоциональных состояний. Склонные к самоубийству молодые люди отличались высокой импульсивностью, агрессивностью или недостаточным уровнем личностной идентификации, что необходимо для чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.Некоторые подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Эти фак торы обнаруживаются при анализе случаев «эпидемий само убийств», в нашей стране, когда несколько подростков совершают самоубийства вместе или друг за другом. Небольшие группы подростков даже объединяются и создают общества самоубийц. 93% подростков, пытавшихся покончить с собой, были знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства.
Попытка самоубийства — это крик о помощи, желание на самом деле привлечь внимание к своей беде, отчаянию, а иногда попытка ока зать давление на окружающих. Попытка самоубийства не все гда обусловлена желанием умереть, а скорее намерением обратить на себя внимание, просьбой о помощи, сострадании.Некоторые особенности характера также обусловливают склонность к самоубийству. Эти подростки особенно чувстви- тельные, тонкие, с чувством ответственности за свои поступки, ранимые, берущие вину за происходящее на себя, зависимые от мнения окружающих, отличающиеся низкой самооценкой, не уверенные в себе, в своих возможностях. Жизненные пробле мы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.
Шаги неотложной помощи Решающее значение имеет первый шаг- беседа (1,5-2 ч). Первая важная задача - установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать подростка в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас или тебя?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через «выговаривание».На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.Угроза суицида «1» - у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу...»; «Лучше бы я умер...»).Угроза суицида «2» - у обратившегося есть суицидальные мысли и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему...»).Угроза суицида «3» - обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.
В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг- интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций («Что именно тебя или вас так беспокоит?»).
Третий шаг- заключение контракта - планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для подростка. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу подростка от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив
Спасибо за внимание!