Доклад на тему Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе


Словарная работа на урокахрусского языка в начальной школе Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Очень важно, чтобы такая работа проводилась из урока в урок, носила управляемый, диагностируемый характер. Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа:I. Предъявление нового слова.II. Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника.III. Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами. I этап. Предъявление нового слова. Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее обучающимися;- рассматривание предметной картинки;- описание признаков предмета. Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки Возле дома у канавки? Кто под вечер нам парного Молочка даёт? корова 1. Отгадывание загадки. 2. Картинный диктант яблоко 3. Узнать предмет по описанию. Орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления земли. ЛОПАТА 4. Отгадать ребусы, кроссворды. Г О РА Е ЛЬ 5. Работа по перфокартам. 6. Предъявление слова- синонима или антонима. быстро медленно конец начало справа слева 7. Анаграмма урожай жаурйо огород доогор овощи щоиво тетрадь, автомобиль, урожай, трамвай, самолет; капуста, пенал, телефон, карандаш; помидор, морковь. солома, 8. Нахождение лишнего слова в строке. 9. «Собери слово».Суб…ота, м…дведь, до…ога, п…сок, се…одня.Суббота, медведь, дорога, песок, сегодня.БЕРЕГ Игра «Собери слово из слогов» «Угадай слово» Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-» го- род реть рох ризонт II этап. Работа над слуховым образом словарного слова. ЗАЯЦ Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Проговаривание слова по слогам (орфографическое проговаривание) ЗЕМ-ЛЯ-НИ-КА Уточнение лексического значения словаа) Обращение к толковому словарютетрадьслово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.б) через контекст(выявление многозначности слов) Этимологическая справка Слово трамвай Трам фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам вайчто в переводе с анг. языка означает путь. Включение нового слова в активный словарь А) подбор синонимов и антонимовБ)подбор однокоренных словВ)составление словосочетанийГ)составление предложений лисица Запоминание правописания слова Картинки- ассоциацииП М И Д О РК Р З И Н АП Р Т Р Е Т 2.Слова ассоциации гАзета- бумАгадИректОр – крИк, рОтзАвод – трубАинЕй – бЕлый, снЕгкАпуста – зАяцкАрандаш – грАнь, бумАгакАрман – дырАкОрабль – вОлны, бОцман, кОкмАшина – шинАсОбака - хвОст 3. Рифмовки-ассоциации Я лениться не привык,Я учу родной язык.Вам советую, друзья:«Язык» пишите с буквой «Я». 4.Запоминание правописания групп слов, связанных тематически РАСТЕНИЯ:БЕРЕЗАЗЕМЛЯНИКАКАПУСТАМАЛИНАМОРКОВЬОСИНАЩАВЕЛЬЯБЛОКОЯБЛОНЯ ШКОЛА:АЛФАВИТДЕЖУРНЫЙКАРАНДАШКЛАССПЕНАЛТЕТРАДЬУЧЕНИКУЧЕНИЦАУЧИТЕЛЬ ЖИВОТНЫЕ:ЗАЯЦКОРОВАЛИСИЦАЛЯГУШКАМЕДВЕДЬОБЕЗЪЯНАСОБАКА ПТИЦЫ:ВОРОБЕЙВОРОНАСНЕГИРЬСОРОКА 5. Разделить слова на слоги медвежонок, воробей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака. 6. Записать по алфавиту соловей, ворона, петушок, петух, воробьиха, сорока,воронёнок, воробей, ворон,соловушка, воробушек Поставь в словах знак ударения,подчеркни буквы, которые надо запомнить или проверить Птицы и звери: воробейворонапетухсорокасоловей заяцкорова лисицамедведьсобака воробей, ворона, заяц, корова, лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей Подумай, сколько разных вариантовразделения слов на группы ты можешь предложить? 7. Разделить слова на группы Дикие и домашние животные: заяцлисицамедведь соловей воробей воронасорока петух коровапетухсобака Птицы: III этап Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами 1. Картинный диктантУчитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности: называют изображённый предмет; объясняют правописание слова; записывают слово;ставят знак ударения;выделяют в нём безударную гласную. 2.Слова с «окошками»Учитель показывает карточки со словами, с пропущенной орфограммой. г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал 3.Выборочный диктант Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку:женского рода ( капуста, огурец, помидор)единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)1 склонения (запад, сирень, осина) Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной. По шоссе едет автомобиль.Ребята развели у реки костер.Дежурный следит за порядком в классе. 4.Зрительный диктант Этапы работы1)слова записываются на доске; 2)выделяются орфограммы; 3) проговариваются несколько раз; 4)записываются по памяти. Подбор слов1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь) 2) слова группируются по определённой орфограмме (безударная гласная я заяц, язык, земляника ) з е м л я н и к а г о д и н а р о м с д а 5. Разгадывание кроссворда 6. Творческий диктант Учащимся предлагается заменить определение одним словом. главный город России (Москва); инструмент, которым забивают гвозди (молоток); диван, кровать – это…? (мебель) 7. Найди ошибки в словах. Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый. Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства остаются неизвестными для людей, если не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли. Калинин М. И.