Презентация на тему «Современный урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в реализации стандартов второго поколения»


Современный урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в реализации стандартов второго поколения.Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учительруководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский
Требования к современному уроку в условиях ФГОСЦели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику;Систематическое обучение детей осуществлять рефлексивное действие;Использование форм, методов, приемов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе;Технология диалога: обучении учащихся умению ставить вопросы;Сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения;Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;Систематическая работа по осмыслению учебного материала всеми учащимися;Оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряются и поддерживаются минимальные успехи;Специальное планирование коммуникативных задач урока; Требования к современному урокуПринятие и поощрение выражаемой учеником позиции, обучение корректным способам ее выражения;Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на каждом уроке;Постоянное, глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» через отношения, совместную деятельность на уроке.Учитель - ученикУрокПоиск истины в совместной деятельности Традиционный урок{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПлюсыМинусы Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников к требованиям, предъявляемым учителем.Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПлюсыМинусыМеньше тратиться времени при подготовке к уроку, т.к. готовится чаще всего учитель.Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиям обществаНедовольство родителей преподаванием в школе.Учащиеся не отвечают современным требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться и не умеют брать на себя ответственность. {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Параметры сравненияТрадиционный урокСовременный урокТема урокаУчитель сообщаетФормулируют сами учащиесяЦель обученияПередача ЗУН ( «я знаю, я научу, вы запомните потом воспроизведете – «Сиди и слушай»).Развитие каждого ребёнка на основе формирования УУД («научить учиться»).Сравнительная характеристика традиционного и современного урока {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиХарактер и стиль взаимодействия (учитель – ученик)Авторитарность, монологичность. Субъект (учитель) – объект (ученик)Диалогичность. Субъект – субъект.На этапе высказывания гипотез учитель может употреблять такие фразы: принимается, интересная мысль, может быть.Формы организации урокаФронтальная работа – учитель задаёт вопрос – ученик отвечает.Групповая, индивидуальная, в паре. {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиХарактер и стиль взаимодействия (учитель – ученик)Авторитарность, монологичность. Субъект (учитель) – объект (ученик)Диалогичность. Субъект – субъект.На этапе высказывания гипотез учитель может употреблять такие фразы: принимается, интересная мысль, может быть.Формы организации урокаФронтальная работа – учитель задаёт вопрос – ученик отвечает.Групповая, индивидуальная, в паре. {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Оценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Подведение итога урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиДети учатся способности анализировать свои ЗУН – ведь это важный фактор становления личности. Рефлексия. Характеристика изменений в деятельности педагога в соответствии с ФГОСПредмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОСПодготовка к урокуУчитель пользуется жестко структурированным конспектом урокаУчитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обученияПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендацииПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегамиДеятельность учителя Предмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОСОсновные этапы урокаОбъяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителяСамостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)Главная цель учителя на урокеУспеть выполнить все, что запланированоОрганизовать деятельность детей:• по поиску и обработке информации;• обобщению способов действия;• постановке учебной задачи и т. д.Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Деятельность учителя Предмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОСФорма урокаПреимущественно фронтальнаяПреимущественно групповая и/или индивидуальнаяНестандартное ведение уроков–Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихсяВзаимодействие с родителями обучающихсяПроисходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процессИнформированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи ИнтернетаДеятельность учителя Предмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОСОбразовательная средаСоздается учителем. Выставки работ обучающихсяСоздается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холловРезультаты обученияПредметные результатыНе только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеНет портфолио обучающегосяСоздание портфолиоОсновная оценка – оценка учителяОриентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценкиВажны положительные оценки учеников по итогам контрольных работУчет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обученияДеятельность учителя Обучающийся на современном уроке Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, работать в группе Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.Комплексное планирование задач урокаПрактическая направленность учебного процесса.Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания. Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.Дифференциация домашних заданий Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.Обеспечение эстетических условийОбщение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.Имидж учителя.Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства  Для работы по ФГОС у учителя должно перезагрузиться сознание! «Выживает не самый сильный и не самый умный,а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Ч.Дарвин