Психологический климат в педагогическом коллективе. Индивидуальный стиль педагогического общения.
Психологический климат в педагогическом коллективе. Индивидуальный стиль педагогического общения. Жереб Л.И.ГБОУ СОШ № 34 Социально-психологический климат в педагогическом коллективе определяется отношениями между людьми, настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения. Пятью основными критериями, соответствие которым следует считать обязательным для педагогического коллектива, являются следующие: -обученность учащихся, -их воспитанность, -способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов. Степень соответствия коллектива каждому из названных критериев оценивается по следующим показателям: — по объему и глубине знаний изучаемых в школе предметов, по уровню общего интеллектуального развития, по специальным способностям (обученность учащихся);— по уровню моральной зрелости детей, по сформированности основных социально полезных качеств (воспитанность учащихся);— по умению коллектива вовремя мобилизовать свои ресурсы, слаженно действовать— по расширению и углублению специальных знаний, совершенствованию педагогических умений и навыков (профессиональный рост педагогов);— по степени самоактуализации педагога, стилю его общения с окружающими людьми, характерологическим и другим личностным качествам, по кругозору, общей образованности и культуре (личностное самосовершенствование). Согласованность действий членов педагогического коллектива еще более важна в вопросах, касающихся воспитания детей. Обучить ребенка чему-либо может и один педагог, но воспитать его как личность в состоянии лишь несколько разных личностей, от каждой из которых ребенок перенимает индивидуальные положительные свойства. Объем и глубина предметных знаний учащихся определяются не только эрудированностью и учительским мастерством педагога, но и тем, насколько согласованно действуют в отношении их все члены педагогического коллектива, Под согласованностью действий в данном случае имеется в виду не традиционно понимаемое «коллективистическое единство требований», а различие и взаимодополняемость педагогических требований. Согласованность подобного типа предполагает, что каждый педагог, индивидуально занимаясь воспитанием ребенка, хорошо знает, что от данного ребенка требуют его коллеги, и в своей собственной работе старается это учитывать. Н.В. Кузьмина выделяет три компонента педагогической деятельности : содержательныйметодический социально-психологический. А.С.Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического общения: «…Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка… Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. …Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... » В. А.Сухомлинский по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... Специфика педагогического общения обусловлена различными социально -ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Учитель на уроке должен одновременно решать две проблемы: -конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения; -конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. -важную роль при этом играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися. Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; ситуативная система общения, возникающая при решении конкретнойпедагогической и коммуникативной задачи. Под стилем общения мы понимаем: индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя;- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;- творческая индивидуальность педагога;- особенности ученического коллектива. -Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечиваетсяименно надежно выстроенной системой взаимоотношений. -Такая система должна характеризоваться: взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организациивоспитательного процесса;- наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;- ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой; - отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;- использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучениемзаинтересованности учащихся;- единством делового и личностного общения;- включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п. Для развития коммуникативных способностей необходимоследующее: 1).Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. 4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,поддерживать развитие положительных черт личности.5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: неназойливо показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции.6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения. 7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.