Лечебная физическая культура дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Лечебная физкультураДОШКОЛЬНИКОВ при нарушениях опорно-двигательногоаппарата КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Период грудного возраста (первый год жизни)*закладываются все физиологические изгибы позвоночника, укрепляется мышечная система. Лечебная физкультура, назначенная врачом ЛФК, направлена на нормализацию мышечного тонуса, улучшение кровообращения. Основное средство — массаж и пассивные физические упражнения. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Раннее детство (1—3 года)*физиологические изгибы позвоночника более выражены, нарастает мышечная масса, особенно крупных мышц (туловища). Появляются первые признаки нарушения осанки. Лечебная физкультура направлена на укрепление мышечного корсета. Основное средство — физические упражнения и массаж. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Первое детство (4—7 лет) *физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться, укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается объем активных движений. Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10—15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту еще не удается. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Реабилитация детей с нарушением осанки, плоскостопием, профилактика различных заболеваний и функциональных нарушений в условиях дошкольного учреждения большей частью соответствуют III этапу общей системы физической реабилитации — поликлиническому (I этап — стационарный, II этап — санаторный). ЛФК на этом этапе направлена на полное восстановление сниженных функций, устранение дефектов опорно-двигательного аппарата. Показания и противопоказания к занятиям лечебной гимнастикой Противопоказания имеют лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру. Общие задачи лечебной физкультуры для дошкольников: Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.Осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния.Формировать и закреплять навыки правильной осанки.Повышать неспецифическую сопротивляемость организма. Основные средства профилактики и физической реабилитации физические упражнения, естественные факторы природы, массаж. Физические упражнения — основное средство лечебной физкультуры. Известно много классификаций физических упражнений: *по анатомическому признаку, *по степени активности, *по характеру двигательных действий *и т. д. по анатомическому признаку Деление упражнений по анатомическому признаку предполагает выполнение упражнений мелкими мышечными группами (кисти и стопы), средними мышечными группами (предплечья и голени, лица и шеи) большими мышечными группами (руки и ноги, туловища — спины и брюшного пресса, сочетанные движения). по степени активности По степени активности упражнения могут быть активными, активно-пассивными и пассивными. Активные упражнения выполняются ребенком самостоятельно. Активно-пассивные упражнения используются тогда, когда ребенок самостоятельно не может выполнить движение в пределах физиологической нормы подвижности в суставах (например, при ДЦП, миопатии, после травм и т. д.). Пассивные упражнения применяются при невозможности выполнить их самостоятельно. Как правило, эти упражнения применяются на ранних этапах физической реабилитации и в условиях дошкольного учреждения используются в минимальном объеме. по характеру двигательных действий По характеру двигательных действий различают: *дыхательные упражнения, корригирующие упражнения, упражнения в развитии двигательных навыков равновесия, координации, метания и т. д. Дыхательные упражнения могут быть статическими (без движения туловища и конечностей) и динамическими (с движением туловища, рук и ног), с произношением звуков (звуковая гимнастика). Применение дыхательных упражнений в комплексе ЛФК служит снижению нагрузки, нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы (диафрагмальное дыхание), тренировке навыков правильного дыхания. Естественные факторы природы солнце, воздух водасолнечные процедуры — искусственное облучение с помощью ламп ультрафиолетового излучения;воздушные процедуры — лампы Чижевского для аэронизации воздуха, аппарат «Маримед» для очищения загрязненного вдыхаемого воздуха;водные процедуры — локальное (после сна) и общее (занятия в бассейне) закаливание организма ребенка. Массаж В лечебном массаже выделяют четыре основных приема:поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Массаж может использоваться как самостоятельная процедура или в комплексе лечебной гимнастики. На занятиях лечебной гимнастикой применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действия физических упражнений. Формы лечебной физической культуры В дошкольных учреждениях используются практически все существующие формы ЛФК:утренняя гигиеническая гимнастика,занятия лечебной гимнастикой (ведущая форма), самостоятельные занятия (под контролем воспитателей и родителей), прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия. Различные способы проведения занятий с дошкольниками: индивидуальный, малогрупповой (5—6 человек) групповой. Учитывая особенности детского возраста, необходимость постоянной коррекции при выполнении физических упражнений, наиболее распространенными следует считать индивидуальный и малогрупповой способы проведения занятий лечебной гимнастикой. Частные методики Частные методики лечебной физкультуры следуют основным дидактическим принципам:сознательности (для детей старших и подготовительных групп), активности, наглядности, доступности и систематичности,последовательности. Дозированная физическая нагрузка Различают три вида нагрузки: *большую, *среднюю и *малую При большой физической нагрузке используются все физические упражнения без ограничений; при средней исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения; при малой используются элементарные упражнения для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями.В дошкольных учреждениях при проведении занятий лечебной гимнастикой преобладают большие и средние нагрузки в зависимости от состояния здоровья ребенка и уровня его физической подготовленности. Занятия лечебной гимнастикой проводятся курсами. Курс лечебной физкультуры подразделяется на три периода: вводный (1—2 недели),основной (3—4 недели или 9— 12 занятий) изаключительный (1 неделя или 3 занятия). Вводный период Вводный период начинается с обязательного тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки или плантографии при плоскостопии. На первых занятиях ребенок знакомится с предлагаемыми упражнениями и осваивает их правильное выполнение (совместно с присутствующими родителями), приобретает умение самокоррекции имеющихся недостатков (принятие правильной осанки в основной стойке, в ходьбе, у опоры), адаптируется к возрастающим физическим нагрузкам. Основной период В основном периоде курса лечебной физкультуры решаются главные коррекционные задачи. Продолжает возрастать (до середины периода) нагрузка. Затем физическая нагрузка на занятиях сохраняется на достигнутом уровне. Заключительный период Заключительный период направлен на постепенное снижение физической нагрузки до 60—70% от максимальной, полученной в основном периоде. Закрепляются навыки правильной осанки, правильной установки стоп, правильной походки и т. д. Последнее занятие также проводится с родителями, которые получают комплексы и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома на период перерыва между курсами, что позволяет каждый последующий курс лечебной физкультуры начинать с относительно высокого уровня физической нагрузки. Окончание курса ЛФК сопровождается обязательным тестированием ребенка и выявлением степени прироста или констатацией факта отсутствия изменений тестируемых показателей. Все результаты фиксируются в карте формы № 042/У. В лечебной физической культуре соблюдаются следующие принципы: индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений; системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения; регулярности воздействия; длительности применения физических упражнений; постепенного нарастания физической нагрузки в процессе курса лечения, в первые 7—10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается; разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений,; умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий 25—30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой, соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление; всестороннего воздействия на организм ребенка; учета возрастных особенностей — при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.