«Развитие зрительно-моторной координации через игры дошкольников с мозаикой»


МБУ № 33 «Мечта» г. о. Тольятти «Развитие зрительно-моторной координациичерез игры дошкольников с мозаикой» Проект выполнил: Бронникова Надежда Николаевна 2017 г. «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев….» В.А. Сухомлинский. Дошкольник: редко двигательно-графически копирует какие-либо изображения связь между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируется Школьник:не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях;допускают много ошибок при списывании Развитие зрительно-моторной координации через мозайку ПРОБЛЕМА Выявление трудностей в профессиональной деятельности. Проблема отсутствия достаточного объема современных научно обоснованных знаний по проблеме зрительно-моторной координации не дает возможность повысить качество коррекционно-педагогической работы по данной образовательной области.На основе анализа личностных качеств и результатов деятельности детей была выявлена необходимость разработки технологии по зрительно-моторной координации с использованием мозаики. ОСОБЫЙ ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Значение мозаики для психического развитиядетей Мелкая моторикапальцев рук Психические процессы Целенаправленность деятельности,волевая регуляция поведения Художественныйвкус ЦЕЛЬ Разработать технологию работы с мозаикой для детей с целью повышения общей функциональной активности зрительно-моторной координации. ЗАДАЧИ Овладеть методами и приемами, позволяющими приобрести практико-ориентированный характер деятельности и стать предметом усвоения детьми.Построить воспитательно-образовательный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникативной, проектной, исследовательской- непосредственно образовательная деятельность (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, проектная);- самостоятельная деятельность;- индивидуальная деятельность.Систематизировать и обобщить опыт работы. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 Этап «Проблемно-поисковый» Стадии инновационного процесса Содержание деятельности Предполагаемый срок Цель: подробное планомерное изучение и анализ программ, научных статей и методик по зрительно-моторной координации. 1.1. Осознание потребности и определение возможностей Выявление проблем на основе мониторинга сенсорного развития дошкольников. Сентябрь 2012г. 1.2. Изучение психолого-педагогической литературы, передового опыта (самообразование) - Сенсомоторное развитие дошкольников (Вайнерман С.М., Лебедева А.Н.).- Методы зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (Григорьева Л.П., Сташевский С.В.).- Развитие познавательного интереса у детей с нарушением зрения (Морозова Н.Г., Незнамова Е.О., Плаксина Л.И.).- Развитие зрительного восприятия (Плаксина Л.И., Феоктистова В.А., Егорова Л.В., Незнамова Е.С.).- Развитие пальцевой моторики у дошкольников (Большакова С.Е., Гаврина С.Е., Ткаченко Т.А.). Сентябрь-октябрь 2012г. 1.3. Выбор инновации Детальное обсуждение разработки технологии работы с мозаикой с учетом актуальности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, результативности. Октябрь 2012г. 2 Этап «Организационный» Цель: разработка инновационной технологии работы с мозаикой, последовательность ее реализации. 2.1. Разработка и проектирование новшества Формирование целостного представления о взаимосвязи планов, программ и пособий для реализации проекта. Октябрь 2012г. 2.2. Разработка содержания технологии Обобщение полученных знаний по проблеме. Выстраивание плана разработки технологии. Поэтапная систематизация и структуризация. Овладение технологией и создание условий для ее внедрения. Разработка инструментария. Повышение ответственности участников проекта за его результаты. Ноябрь2012г. 2.3. Деятельность по реализации технологии в ДОУ Внедрение и апробация разработанной инновационной технологии. Декабрь 2012г. -май 2013г. 3 Этап «Аналитический» Цель: изучение и анализ полученных данных по итогам реализации данной технологии. 3.1. Опытно-экспериментальная проверка Повторный мониторинг зрительно-моторной координации детей. Анализ. Май 2013г. 4 Этап «Просветительский» Цель: распространение инновационного опыта работы по предложенной технологии 4.1. Методическое сопровождение педагогов Обобщение теоретического и практического материала. Проведение семинара-практикума. Публикации в СМИ. Сентябрь 2013г. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - Повышение интереса педагога к осуществлению инновационной деятельности (включение достижений педагогики в разработанную технологию). - Рост компетентности педагога (ясное представление о внедряемой технологии, понимание, как ее применять на практике). - Наличие цели и образовательных средств, обеспечивающих достижение поставленной цели. - Наличие плана реализации технологии в педагогическую деятельность. - Повышение ответственности за результаты труда. РАБОТАС МОЗАИКОЙ Взаимодействиеглазаи руки Зрительно-моторныекоординации Сочетание зрительногои тактильноговосприятия Ориентировка в микропространстве Предметно-практическаядеятельность важнейший вид перцепции, имеющийинформационное иоперационное значение ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Зрительное восприятие участвует Обеспечениерегуляциипозы Удержаниеравновесия Ориентировкавпространстве Контроль поведения Офтальмологический Психофизиологический Подходы кразвитиюзрительноговосприятия Психологический Психолого-педагогический Педагогический ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙПОДХОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПОДХОД развитие межфункциональных отношений между сенсорно-перцептивными процессами и уровнем представлений зрительная память, хранящая наборы мнемических образов-эталонов ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ Определение и раскрытие офтальмологом лечебных мероприятий, направленных на «создание оптимальных условий для зрения и его развития» (методики Л.А.Григорян, Аветисова, Котлан) Соблюдение правил по организации лечебно-профилактического процесса Подбор комплексов упражнений, воздействующих на питание глаза путем улучшения общего кровотока и движения крови в сосудах глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости (методики Аветисова, Розенблюма, Бейтса) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Применение методик, воздействующих на операционный механизм зрительного восприятия Применение методических приемов формирования зрительных образов и представлений для адекватного формирования и отражения детьми знаний об окружающей действительности Применение специальных разработок дидактического материала, позволяющего обогатить зрительный опыт дошкольников с нарушением зрения Применение наглядно-действенных и наглядно-образных методик, направленных на формирование восприятия как активной исследовательской прогнозирующей деятельности, основанной на конкретной предметной деятельности Повышение функциональнойактивности и различительнойчувствительности зрительной системы Формирование бинокулярнойфиксации Коррекционныезанятияс мозаикой Упражнение глазодвигательныхфункций Стимуляция цветоразличения,стереоскопичность видения ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬМОЗАИКИ Позволяетсоздавать символическиеизображения,отображающие объектывнешнего мира Способствуетформированию зрительного образа,соединяющегосенсорные и семантическиекомпоненты Построение «знаковых» моделей способствуетзапечатлению в памятисимволических структур ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОЗАИКИ базовый материал, не позволяющий выстроить целостную алгоритмическую систему, определяющую начальные умения ребенка подбор этапа дальнейшей работы выстраивание последовательности действий в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка Показатели диагностики зрительного восприятияна начальном этапе I ЭТАПНАЧАЛЬНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ Цель этапа: развитие умения различать и выделять информативные признаки элементов мозаики. Способствовать Формированию зрительных образов на основе комплекса воспринятых образов. ЗНАКОМСТВО С ФИШКАМИ ЗАПОЛНЕНИЕ ФИШКАМИРАБОЧЕГО ПОЛЯ ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «РЯД» ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «СТОЛБИК» ВЫКЛАДЫВАНИЕ ОРНАМЕНТОВ ВЫКЛАДЫВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦУ ВЫКЛАДЫВАНИЕ НЕСЛОЖНЫХКОМПОЗИЦИЙ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПО ОБРАЗЦУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РЕБЕНОКДОЛЖЕН УМЕТЬ: Ориентироваться на цвет, величину, форму фишек Знать и оперировать понятиями «ряд» и «столбик» Ориентироваться на рабочем поле: знать его правую и левую стороны, верх, низ, середину Выкладывать чередующийся узор по образцу Выкладывать предметные изображения по образцу Исправлять ошибки, специально допущенные педагогом, в знакомых предметных изображениях Угадывать предметное изображение по отдельным его элементам и воссоздавать целостное его изображение Воссоздавать симметричное изображение по одной его части Выкладывать сюжетные изображения по образцу Выкладывать отсутствующую часть изображения по образцу II ЭТАПМНЕМИЧЕСКИЙ Цель этапа: формирование умения соотносить воспринятый образец с перцептивными эталонами, хранящимися в памяти. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти. ВЫКЛАДЫВАНИЕ ОРНАМЕНТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РЕБЕНОКДОЛЖЕН УМЕТЬ: Выделять и запоминать закономерность построения элементов орнамента Определять и исправлять ошибки в построении орнамента Выбирать по памяти нужный образец (из множества предложенных) к ранее выполненному орнаменту Определять недостающий элемент в изображении знакомого предмета Достраивать из мозаики недостающий элемент в изображении знакомого предмета Узнавать изображение предмета из нескольких его частей Подбирать образец к изображению предмета, выполненному из нескольких частей Достраивать по памяти изображение, выполненное из нескольких его частей, по ранее демонстрируемому образцу Выстраивать изображения по мнемическому образу согласно ранее демонстрируемому образцу III ЭТАПСЕМАНТИЧЕСКИЙ Цель этапа: формирование умения ориентироваться при построении изображения на семантический образ. Развивать умение оперировать мнемическими образами. Последовательность осуществления этапа:Выкладывание предмета с ориентацией на 1 сенсорный признак2. Выкладывание предмета с ориентацией на 2 сенсорных признака3. Выкладывание предмета с ориентацией на 3 сенсорных признака ВЫКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТАС ОРИЕНТАЦИЕЙ НА 2 СЕНСОРНЫХ ПРИЗНАКА В КОНЦЕ РАБОТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ РЕБЕНОКДОЛЖЕН УМЕТЬ: Выкладывать знакомые предметы по слову педагога Выкладывать предметы, изменяя указанные сенсорные признаки Подбирать образец композиции к предложенному описанию педагога Выкладывать композицию из 2-х и более предметных изображений по словесному описанию Выстраивать композиции произвольно, на основе своего воображения Показатели диагностики зрительного восприятияна заключительном этапе СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ