Управленческая деятельность по разработке и реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,реализующее адаптированные основныеобщеобразовательные программы,«Центр психолого-медико-социального сопровождения«Речевой центр» Управленческая деятельность по разработке и реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектраЛинькова И.С., Цель, задачи курсов «Адаптированная образовательная программа» № 273-ФЗ«Об образовании в РФ» АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: Разрабатывается на категорию детей (класс);АОП – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ: Разрабатывается на конкретного ребенка с учетом ИПР ФГОС НОО обучающихся с ОВЗп.2.4. Реализация АООП может быть организована как совместно с обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях АОП может быть реализована в разных формах: совместно с другими обучающимися в отдельных классах группах в отдельных организациях Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса Структура и содержание АОП ребенка с ТНР, РАС в условиях инклюзивного образования Разрабатывается ОО самостоятельно:-на базе ООП НОО в соответствии с ООП (структурой речевого дефекта, своеобразием развития ВПФ, проблемами моторной сферы, трудностями коммуникации и межличностных отношений, снижением скорости переработки и хранения вербальной информации) Модули Индивидуальный УП, включающий специальные методы, приемы, средства обучения;Обязательная часть: содержание начального образования-80%;КОУ: специальные предметы коррекционно-лингвистического курса (Произношение, Развитие речи, Логоритмика)-20%Программы психолого-педагогической поддержки ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ОВЗ Категория детей Вариант программы Глухие I, II, III, IV Слабослышащие I, II, III Слепые I, II, III, IV Слабовидящие I, II, III Обучающиеся с нарушениями речи I, II Обучающиеся с НОДА I, II, III, IV Обучающиеся с ЗПР I, II Обучающиеся с РАС I, II, III, IV Вариант программы I образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию нормально развивающихся сверстников – «цензовое» образование;предусматривает обязательную систематическую специальную и психолого-педагогическую поддержку коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося;обучение осуществляется инклюзивно в коллективе нормально развивающихся сверстников в нормативные сроки. Вариант программы II образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию нормально развивающихся сверстников – «цензовое» образование;обучение осуществляется в коллективе сверстников со сходными проблемами развития в пролонгированные сроки;требует обязательной организации специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей;среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику Вариант программы III образование, которое не соотносится по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию нормально развивающихся сверстников – «нецензовое» образование;обучение осуществляется в коллективе сверстников со сходными проблемами развития в пролонгированные сроки;требует обязательной организации специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей;в структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». Вариант программы IV уровень образования определяется возможностями ребенка;в структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции»;ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипными;обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. В условиях классно-урочной системы инклюзивная форма обучения продуктивна только для детей с сохранным интеллектом, имеющих легкую форму нарушения – 1 вариант. Для детей с ООП, обусловленными нарушениями и отклонениями в развитии большей тяжести, наиболее продуктивной будет организация учебного процесса в отдельном классе и по соответствующей специальной (коррекционной) программе . Цель, задачи курсов ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ТНР Многообразие речевых нарушений Бедность жизненного и коммуникативного опыта Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем Ограниченность познавательных интересов Снижение внимания и нерасчлененность восприятия Несовершенство владения мыслительно-логическими операциями Цель, задачи курсов ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ТНР Сужение вербальной памяти Недостаточность словесного мышления Нарушение процесса сохранения заданных вербальных отношений Быстрое угасание возникших следов Специфичность речемыслительной деятельности Безынициативность, подчинение: необходимость внешне заданных целей и задач Цель, задачи курсов Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР Непрерывность коррекционно-развивающего процесса,Комплексность сопровождения,Условия для развития ВПФ,Адаптация содержания учебных курсов, оптимизация коммуникативных навыков,Варьирование организации учебного процессаИндивидуальный темп обучения,Пошаговый мониторинг успешности,Применение специальных методов, приемов, средств,Профилактика социальной и школьной дезадаптации,Психолого-педагогическое сопровождение семьи ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТНР, РАС Коррекционный блок Блок воспитательных задач Блок оздоровительных задач Диагностический блок Блок образовательных задач Объекты модификации Учебные программыУчебники и рабочие тетрадиСпособы работы учащихся с особыми образовательными потребностями в классеСпособы предъявления заданийСпособы выполнения письменных заданийСпособы контроля и оценки знаний, компетенций Модификация программ учебных предметов При составлении адаптированной образовательной программы необходимо предусмотреть:снизить ОБЪЕМ И ГЛУБИНУ МАТЕРИАЛА;ЧЕТКИЕ требования к достижениям;снизить требования к усвоению ВТОРОСТЕПЕННОГО МАТЕРИАЛА;определить ВРЕМЯ, необходимое для изучения каждой темы;предусмотреть, в случае необходимости, ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ. Модификация условий для учебной работы в классе Наличие ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ для учащихся;БЛИЗОСТЬ расположения учащегося с ОВЗ в классе К УЧИТЕЛЮ;Сохранение достаточного РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ПАРТАМИНаличие СВОБОДНОГО ДОСТУПА в классе к СПРАВОЧНЫМ, наглядным, информационным МАТЕРИАЛАМ;Наличие «кабинета» для ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ;Предоставление ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ для выполнения задания, упражнения. Модификация способов предъявления и выполнения заданий Предъявление инструкций, указаний как в УСТНОЙ, так и в ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ;ПОВТОРЕНИЕ инструкции, указания ИНДИВИДУАЛЬНО учащемуся с ОВЗ;ВЫЯВЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ инструкции, задания («Повтори, что надо сделать»)ПОЭТАПНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ заданийПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ выполнение задания. Предложение для сопровождения процесса работы ПРЕДМЕТНО-ОПЕРАЦИОННЫХ КАРТ.ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБРАЗЦА выполнения задания.ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ В ПАРАХ: обычный ученик -ученик с ОВЗ Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо) -Обеспечение учащегося с ограниченными возможностями копиями письменной работы других учащихся (при их обсуждении);-Обеспечение учащихся с ограниченными возможностями печатными копиями домашних заданий, записываемых учителем на доске;-Предоставление дополнительного времени для работы с текстовым материалом;Использование линейки или трафарета во время чтения для его облегчения Модификация способов контроля и оценки знаний использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное); разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);разрешение устных ответов по читаемым текстам;оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей;неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов. Спасибо за внимание.Успехов в разработке и реализации АОП!