Презентация к педсовету по теме Мотивация учения — основное условие успешного обучения


Педагогический совет «Мотивация учения – основное условие успешного обучения» ЦЕЛЬ: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения. Задачи:Проанализировать и определить теоретические аспекты проблемы формирования формирование учебной мотивации учащихсяИспользуя практический опыт учителей, включить всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования учебной мотивации учащихся В.А. Сухомлинский не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя ( не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие реже – не сложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения Мотив - Мотивация – это процессы, определяющие движение к конкретные побуждения,причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ: долгответственность перед обществом, классом, учителем, родителямипонимание социальной значимости учения ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ: новые факты, знания, явления, интересы, потребности… Мотивы учения: внешние (мотивы обучения) внутренние (мотивы учения) осознанные (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию) неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях) реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения) мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах) Применяю регулярно Применяю иногда Не применяю Эмоциональные методы мотивации: 1 – поощрение 28 2 - 2 – порицание 2 24 4 3 – учебно-познавательная игра 8 15 7 4 – создание ярких наглядно-образных представлений 17 10 3 5 – создание ситуации успеха 23 6 1 6 – стимулирующее оценивание 19 9 2 7 – свободный выбор задания 7 21 2 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью 5 20 5 Познавательные методы мотивации: 1 – опора на жизненный опыт 20 10 - 2 – познавательный интерес 26 3 1 3 – создание проблемной ситуации 21 8 1 4 – побуждение к поиску альтернативных решений 9 18 3 5 – выполнение творческих заданий 23 5 2 6 – «мозговая атака» 4 20 6 Волевые методы мотивации: 38 9 1 – предъявление учебных требований 26 2 2 2– информирование об обязательных результатах обучения 26 3 1 3 – формирование ответственного отношения кучению 28 1 1 4 – самооценка и взаимооценка деятельности 18 11 1 5– рефлексия учебной деятельности 24 4 2 6 – прогнозирование будущей деятельности 11 17 2 Социальные методы мотивации: 1 – развитие желания быть полезным 21 9 - 2 – побуждение подражать сильной личности 6 17 7 3 – создание ситуаций взаимопомощи 18 10 2 4 – заинтересованность в результатах коллективной работы 15 13 2 Познавательные методы мотивации: познавательный интерес 87% выполнение творческих заданий 77% опора на жизненный опыт 67% создание проблемной ситуации 70% побуждение к поиску альтернативных решений 30% «мозговая атака» 13% Эмоциональные методы мотивации: поощрение 93% создание ситуации успеха 77% создание ярких наглядно-образных представлений 57% стимулирующее оценивание 63% удовлетворение желания быть значимой личностью 17% учебно-познавательная игра 27% свободный выбор задания 23% порицание 7% Соотношение методов внутри группы Волевые методы мотивации: формирование ответственного отношения к учению 93% рефлексия учебной деятельности 80% самооценка и взаимооценка деятельности 60% предъявление учебных требований 87% прогнозирование будущей деятельности 37% информирование об обязательных результатах обучения 87% Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным 70% создание ситуаций взаимопомощи 60% заинтересованность в результатах коллективной работы 50% побуждение подражать сильной личности 20% Пути повышения мотивации создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений учащегося умение создать на уроке ситуацию успеха включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую) Мотив учения Смысл учения Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задачУчет возрастных особенностей школьниковСоздание ситуации успехаВера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)Формирование адекватной самооценки учащихсяВыбор действий в соответствии с возможностями ученика Постановка целей Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задачВыбор средств, адекватных целиВыбор действия в соответствии с возможностями ученикаИспользование проблемных ситуаций, споров, дискуссийСоздание ситуации успеха Эмоции, интерес Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на урокеИспользование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности Эмоциональная речь учителяИспользование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Эмоции, интерес Применение поощрения и порицанияИспользование проблемных ситуаций, споров, дискуссийНестандартные форма проведения уроковИспользование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы школьного учителя За уши зайца несут к барабану. Заяц ворчит: «Барабанить не стану! Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки! Не вижу морковки!»