Презентация по математике Ребусы — гимнастика ума


Автор: Параносенкова Алёна, учащаяся 8бклассаМБОУ «СОШ №1» г.Жиздры. Руководитель: Яшина Н.М., учитель математикиРебусы – “гимнастика ума”Областная научно-практическая конференции«Молодость – науке» памяти А.Л.ЧижевскогоНаучно- исследовательская работа:

Объект исследования данной работы - ребусы. Предмет исследования - процесс решения и составления ребусов Цель работы:Изучение методов, приемов отгадывания и составления ребусов, истории их возникновения.
Изучить историю возникновения ребусовУглубить все имеющиеся знания о разгадывании ребусов.Научиться их расшифровывать, зная правила.Научиться самостоятельно составлять ребусы.Провести эксперимент по ознакомлению школьников с правилами разгадывания ребусов и применению навыков на практике.Создать альбом тематических ребусов разных уровней сложностиЗадачи исследования:



Методы и приемы:поиск материалов в интернете, библиотеке;изучение информации;составление плана, отбор материалов;проведение исследований, выводы;анкетирование и беседа Содержание работы:ВведениеГлава I. Искусство отгадывания ребусов:1. История возникновения 2. Исследование №1 3. Правила решения ребусов 4. Исследование №2Глава II. Математические числовые ребусы Глава III. Правила составления ребусовЗаключение




«Non verbis sed rebus»,«Не словами, а при помощи вещей»Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus – формы творительного падежа множественного числа слова rebus (вещь, предмет, дело). Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. "предметов".

История появленияСамыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью передать в них какую - либо информацию.
Послание вождя племениСмысл этого письма был таков:«Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет, то не пытайтесь напасть на нас, а то будете осыпаны нашими стрелами!»



Исследование №1
Правила решения ребусов Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например:«из-б-а».

Правила решения ребусов Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например:: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

Правила решения ребусов Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Правила решения ребусовесли слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета; Правила решения ребусовесли над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства; если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» и др. Правила решения ребусовслово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево; Исследование №2
Тематические ребусы.Математические ребусы:Математический ребус – задание на восстановление записей вычислений. Виды шифровки числовых ребусовДля шифровки числового выражения используется только один символ-звездочка.
Правила составления ребусов Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой “загадки в картинках”.Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается. Ребусы-поговоркиНа сердитых воду возят
Ребусы Струна
Школа
  4 АССказка


1  = РФ Фраза

Выводы:Собран и систематизирован теоретический и практический материал из различных источников. Выяснена история возникновения ребусов. Изучены правила и рекомендации разгадывания и составления ребусов.Рассмотрены различные типы ребусов, составлены или нарисованы ребусы.Оформлен альбом ребусов, разнообразных по тематике и уровням сложности, для практического применения в урочной и внеурочной деятельности учителями, классными руководителями. Альбом может быть использован и в качестве занимательного материала для учащихся.В ходе исследования мы популяризировали среди обучающихся 4-5 классов занимательные ребусы. Провели эксперимент по решению ребусов учащимися нашей школы.Решение и составление ребусов способствовало выработке таких качеств, как внимательность и наблюдательность, сообразительность и критичность.


 4=Б Е  2 1  = МО,,






Спасибо за внимание!