Развитие познавательных психических процессов (памяти) у младших школьников
Выполнила: Савельева Е.С.учитель начальных классов Приоритетные направления развития возрастным категориям Приоритетные направления развития Возрастные особенности I класс ОбъемОпосредованность Наиболее развита наглядно-образная память. Большое значение имеет механическое запоминание, материал пытаются заучивать дословно. Не умеют организовывать смысловое запоминание, выделять смысловые группы, опорные пункты для запоминания. Преобладает непроизвольное запоминание, лучше запоминаются яркие, эмоционально насыщенные события, сведения. II класс КратковременнаяЗрительнаяИзбирательная Преобладает наглядно-образная память, не умеют правильно организовать процесс запоминания. Склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей. Приоритетные направления развития Возрастные особенности III класс Формируется способность к логическому запоминанию. Появляется больше навыков заучивания. Увеличивается доля смыслового запоминания, повышается продуктивность запоминания. IV класс избирательность Повышается доля словесно-логического запоминания, увеличивается объем. Совершенствуются приемы запоминания. Повышается уровень произвольного запоминания. Методы обучения продуктивному запоминанию в начальной школе. Опорный пункт - выделение какого-либо краткого элемента материала, служащего опорой для более подробного изложения этого материала (тезисы, заголовки, примеры, вопросы, цифровые данные, сравнения и т.п.)Опорный сигнал - это перекодированный материал, служащий опорой для выражения определенной информации, а также являющийся указанием для припоминания этой информации. Как помочь ребёнку запомнить то, что он читает. 1. Удостоверьтесь, что ребёнок всё хорошо понял из прочитанного.2. Заинтересуйте ребёнка ( мотивируйте его работу).3. Не учите с ребёнком слишком много за один раз.4. Не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части. 5. Учите материал в определённый час. 6. Пусть ребёнок часто повторяет материал, который он учил наизусть. Но не повторяйте раньше 5-6 часов после первого изучения (закон Жоста). Дидактические игры Коврик для куклыПары картинокПары словЗапишем сказку Упражнение «Мой любимый фрукт» Дети под руководством взрослого встают в кружок и первый ребенок называет соё имя и свой любимый фрукт, затем следующий ребенок называет свое имя, свой любимый фрукт и любимый фрукт предыдущего участника игры и т.д. Упражнение «Пары слов» Это парная игра, участвовать в которой может взрослый и ребенок. Взрослый называет пары слов, например: вода – стакан, мячик – скакалка, тарелка – каша, кровать – подушка. Ребенок должен запомнить и воспроизвести вторые слова из пары. Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и говорит, что исчезло.Что изменилось? На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. ХудожникРебенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.Запомни и воспроизведи1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно увеличивают.2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Вспомни и покажи Детям предлагают воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающей крыльями птицы, косолапого медведя, ползущей гусеницы, нахохленного петуха и т.д.).Цепочка действийРебенку предлагают цепочку действий, которые необходимо выполнить последовательно, например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола». Список литературы http://adalin.mospsy.ru/l_01a_02.shtmlРазвитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста - http://www.l-amour.ru/thread/25120.htmlРазвитие памяти младшего школьника - http://www.detskiysad.ru/ped/dp052.html