Презентация Саморегуляция психических состояний учителей


Саморегуляция психических состояний учителейспециальный семинар для педагогов ОГ СКОУ «СКШ №2»Ангарск, 2009 План Понятие о саморегуляции.Вспомогательные средства оптимизации психологического состояния:музыкотерапияцветовое воздействие Эмоциональное выгорание это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Саморегуляция личностный ресурс, препятствующий эмоциональному выгоранию педагога;умение сделать выбор и ограничить свою субъективную активность лишь теми смыслами, которые конструктивны, а не деструктивны для субъекта деятельности;позволяет не попадать в различные зависимости, одним из видов которых является «трудоголизм». Некоторые приемы регуляции негативных эмоциональных состояний Эмоцию легче подавить «в зародыше», чем справиться с ней, когда она овладеет тобой.В конфликте рекомендуется переключиться с причины на саму эмоцию, сосредоточить свое внимание на ней и не давать ей разрастись, постараться «переключиться» на совсем другую мысль.Овладейте формулами самовнушения успокаивающего характера.Научитесь приемам мышечного расслабления.Рекомендуется каждый день начинать с воспоминания о чем-нибудь приятном, вызывающем улыбку. Несколько групп ситуаций в педагогической деятельности, требующих саморегуляции К ним относятся ситуации: возникающие в ходе урока (при объяснении, при трудном для усвоения материале, разрыве между объяснением и пониманием, глупых вопросах, отказах и т. п.); ситуации, возникающие из взаимоотношений с учащимися на уроке (при непредвиденных конфликтных ситуациях, при несовпадении планируемогопсихического состояния и состояния класса, плохом поведении учащихся, грубости и бестактности и др.). Четыре типа динамики состояний учителя: Первый тип динамики: в начале урока — тревога, волнение и другие отрицательные состояния; в середине — спокойствие, уравновешенность; в конце — в зависимости от успешности — положительно окрашенные (удовлетворенность, радость) или отрицательно окрашенные состояния (неудовлетворенность, досада). Для регуляции состояний эффективны использование приемов логики, размышления, самоубеждение, поисковая активность. Второй тип: спокойствие и уравновешенность (рабочее состояние) в течение всего урока, незначительные колебания вокруг условно среднего рабочего уровня. Третий тип: высокая интенсивность положительно окрашенных состояний (творческий подъем, активация, радость) в начале урока и постепенное снижение интенсивности всех состояний к концу до актуализации отрицательно окрашенных состояний. Наиболее эффективными для саморегуляции этого типа динамики состояний являются: переключение внимания, расслабление, поисковая активность, самовнушение, рационализация. Четвертый тип: от уравновешенности в начале урока — к резким колебаниям от высокой интенсивности положительных состояний до высокой интенсивности отрицательных и обратно. Эффективно в саморегуляции использование способов переключения-отключения, самоконтроля, аутогенной тренировки, самоприказов, актуализации положительных образов и сюжетных представлений. Саморегуляция способность управлять собственнымипсихическими состояниями иповедением, с тем, чтобыоптимальным образом действовать всложных педагогических ситуациях Психологические основы саморегуляциивключают в себя управлениепознавательными процессами:восприятием, вниманием, воображением,мышлением, памятью, речью, а такжеличностью: поведением, эмоциями идействиями — реакциями на возникшуюситуацию. Базовый уровень саморегуляции учителя сформированность системы длительных, устойчивых и позитивных мотивационных состояний: заинтересованности, увлеченности педагогическим трудом, ответственности, положительных установок на педагогическую деятельность, профессиональных ценностных ориентаций Вспомогательные средстваоптимизации психологическогосостояния: цветовое воздействиемузыкотерапия ЦВЕТОТЕРАПИЯ Применяют в качестве профилактикинервного напряженияПриемы работы:Самостоятельное рисованиеРассматривание картинСоздание зрительных образов Ощущение уверенности и твердости Угнетает и усиливает ипохондрическую настроенность Чувство тяжелого давления Коричневый Тревога, холод, ощущение «бездны» Отчуждение в отношениях «руководитель-подчиненный» Тревожность и беспокойство Синий Охлаждает более выраженно, чем зеленый Охлаждает и может вызывать отчуждение Ощущение легкости, способствует релаксации Голубой Охлаждает, может оказывать снотворное действие Успокаивает Неестественные ощущения (перевернутый мир) Зеленый Эффект приподнятости, иногда «парения» Возбуждает и может вызывать неприятные ощущения Вызывает приятные ощущения разрядки, способствует релаксации Желтый Эффект приподнятости, тепла, но иногда может восприниматься неестественно Ощущение тепла, способствует релаксации Способствует концентрации внимания Оранжевый Вызывает ассоциации с обонятельными ощущениями (то есть все запахи чувствуются острее) Чувство нежности Ощущение легкости и счастья Розовый Воспринимается неестественно, может «обжигать» Мобилизует Возбуждает, мобилизует, оказывает эротогенное воздействие Красный Внизу Боковые поверхности Вверху Локализация Цвет МУЗЫКОТЕРАПИЯ Вопросы самоконтроля Как выглядит мое лицо?Не скована ли я?Не сжаты ли мои зубы?Как я сижу?Как я дышу? Литература Алексеев А.В. Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.Хохлов С. И., Лосавио О. В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе.Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности. До новых встреч!