Презентация учащихся Лукашевич Е. и Юрьевой К.по искусству Деревянный храм В России и Европе, руководитель Федотовская Н.А.


Деревянный храм в России и ЕвропеПодготовили презентацию Юрьева Ксения и Лукашевич Евгения, ученицы МБОУ БГО СОШ №4 Мы привыкли думать, что деревянная церковь – уникальное и самобытное явление древнерусской культуры. Однако это не так. На большом пространстве северной, центральной и восточной Европы в Средние века такие храмы возводились в огромном количестве. В них в основном и молился деревенский люд. В традиционной деревенской культуре средневековый уклад сохранился практически неизменимым до конца ХIХ века, а деревянное зодчество продолжало активно развиваться и в ХVII, и в ХVIII столетии. К сожалению, до нашего времени деревянные церкви сохранились лишь в трех регионах Европы. РазличияАрхитектурная традиция Норвегии – самая древняя. Главная особенность норвежских храмов, отличающая их от деревянных церквей любого другого региона, - это их конструкция. Норвежские церкви – это ставкирки, то есть каркасные конструкции, основу которых составляют два огромных бревна, верхнее и нижнее, с пазами, куда вертикально вставляются бревна стен. Целиком эта конструкция лучше всего видна на фотографии церкви в Увдале:Церковь из с. Увдал. ХII – ХV вв. Вертикали бревен хорошо заметны на снимках храмов в Рейнли, Ломе, Хопперсаде. Церковь из с. Рейнли. Конец ХIII в. Церковь из с. Лом. ХII – ХIII вв. Церковь из с. Хопперстад. ХII в. Вертикальная постановка бревен сама по себе предохраняет их от гниения, так как дождь стекает вдоль волокон, а не вбивается внутрь дерева, как это происходит в срубной конструкции на Украине и в России. Чтобы спасти дерево от гниения, норвежцы смолили свои храмы с момента постройки (например, с ХII века!) каждые три года. Однако и привычная нам срубная конструкция тоже имеет свои преимущества. Например, возможность поменять бревна, скажем, один или два венца, не разбирая весь храм. Тогда как ставкирку для замены даже одного сгнившего бревна придется разбирать полностью. Норвежские храмы относят к двум типам – базиликальному и крестообразному в плане. Храмы Украины датируются в основном более поздним временем – ХII – ХIII вв. На Украине и в России используется срубная конструкция, наращиваемая из венцов (четырёх бревен в рубленных друг в друга горизонтально). В основном Украинские храмы двухсрубные, в одном срубе располагается алтарь, а другой предназначен для прихожан. Таковы церкви в Колочаве, Крайникове, Сокирнице и Коноре.Церковь из с. Колочава Закартпатской обл. ХVIII в.Церковь из с. Крайниково Закарпатской обл. Церковь из с. Сокирница Закарпатской обл.Церковь из с. Конора Закарпатской обл. Отличается от них более ранняя постройка - храм святого Юра ХV века в Дрогобыче. Он трехсрубный. Стилистическое единство украинской группы памятников основано на композиции, постепенно поднимающейся от острой крыши алтарного сруба к шпилю башни притвора. Исключение здесь снова составляет церковь Дрогобыче, увенчанная не башнями, а куполами, наиболее крупный из которых поставлен в центре. Русские деревянные храмы, так же как и украинские, были построены в ХII – ХIII веках. Важно заметить, что последний взлет деревянной архитектуры приходится уже на время активной европеизации Руси. На этих сооружениях можно продемонстрировать все самые распространенные типы древнерусских храмов. Церковь Преображения из села Спас – Вежи относится к клецкому (наиболее близкому к избе) типу храмов. Церковь Преображения из села Козлятьево – к ярусному (распространенному в средней полосе России). Церковь из села Зачачье - к типу восьмерик от земли с двумя прирубами. Храм из деревни Саунино – к типу восьмерик на четверике (его аналогии можно найти в каменном зодчестве эпохи нарышкинского барокко). Церковь из Подпорожье – к типу кубоватых церквей, появившемуся в деревянном зодчестве в качестве реакции на запрет патриарха Никона увенчивать храмы шатрами. Даже из приведенного перечисления видно, что типология древнерусских деревянных храмов была очень сложной и разветвленной, чего нельзя сказать о украинских или норвежских церквях. До сих пор на Русском Севере еще можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, оставленные нашими предшественниками. Уже сотни лет нет людей, построивших их, но здесь мы можем ощутить красоту и величие их души, любовь и усердие к Богу, а также заботу о нас, ведь строились храмы на века, чтобы послужить и нам, и нашим потомкам. В годы советской власти значительная часть храмов сжигалась, раскатывалась по бревнам, служила клубами, складами, или просто оставалась в запустении, но, несмотря на все это, многие из них дошли до наших дней. На севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге — из дуба и граба. На Севере Руси пилы в строительном деле широко вошли в употребление лишь в середине XIX в., поэтому все брусья, доски, косяки были вытесаны старыми мастерами одним топором. Церкви рубили в прямом смысле этого слова. На Севере, в отличие от южнорусских областей, храмы в древности почти всегда ставились прямо на землю («пошву») без фундамента. Талант и мастерство зодчих позволяли строить храмы высотой даже до 60 м, а высота в 40 м была обычной. СходствоОтметим, что с точки зрения типологии трехсрубные храмы наиболее характерны для России, встречаются и на Украине. Крестообразные в плане – и в России, и в Норвегии. А вот типологического сходства между норвежскими и русскими или украинскими церквями найти не удастся, так как каркасная и срубная конструкции отличаются принципиально. С точки зрения стилистики, отмети несколько моментов. Вытянутый «готический» силуэт, использование островерхих башенок и шпилей характерно и для норвежских, и для украинских храмов. Любопытно, что в Норвегии эти элементы является подлинно готическими, а на Украине усвоены и переработаны эпохой барокко. Каскадные крыши предохраняют постройки от дождя и в России, и в Норвегии. Острый угол крыши, тоже являющийся своеобразным примером, для того чтобы на крышах не задерживался снег, встречаются повсеместно: в России – Спас – Вежи, в Норвегии – Хопперстад, на Украине – Колочава. И наконец, сложные барочные крыши, напоминающие колокола, появляются в одну и ту же эпоху и в России, и на Украине.