Презентация Формирование правовой грамотности на уроках истории


Формирование правовой грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания в контексте модернизации российского образования Обоснование актуальности выбранной темы: У того, кто решит изучать законы, не останется времени их нарушать. И.В. Гете Позитивные тенденции интеграции России в мировое сообщество, динамичные процессы обновления, происходящие в российском обществе, направленные на демократизацию в различных сферах общественной жизни, признание приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, с одной стороны, и нарастание негативных явлений в молодежной среде, вызванных усилением нигилистских, националистических, криминальных, наркотических влияний с другой стороны, актуализируют значимость формирования правовой грамотности подрастающего поколения.Возникает потребность в изменении подходов к правовому обучению, так как востребован выпускник, проявляющий устойчивость к негативным влияниям, политическую инициативу, гражданские качества, сопричастность к происходящим преобразованиям, ход которых во многом зависит от правовой грамотности, осознанного выбора нравственно-правовой позиции, правомерного ответственного поведения. Отсутствие правовой грамотности ставит под сомнение реализацию таких базовых ценностей и принципов жизни общества как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Проблема работы: Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу формирования правовой грамотности обучающихся, так как современное российское законодательство очень изменилось. В современном обществе правовые знания нужны обучающимся не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом обучении необходимо решить проблему выбора современной технологии, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания. Цель данной работы: Исходя из того, что решение проблем формирования правовой грамотности весьма актуально, целью данной работы является исследование путей, способствовавших повышению эффективности постижения обучающимися правовых знаний. Задачи данной работы: 1.Дать определение основных понятий темы исследования, как-то: «правовая грамотность», «правовой нигилизм», « правосознание граждан» и т.д. 2.Рассмотреть содержание государственных документов, определяющих формирование правовой грамотности в образовательных учреждениях. 3. Исследовать практику применения технологий формирования правовой грамотности. 4.На основании изученных технологий выявить наиболее результативный способ изучения основ права в контексте поставленной в работе проблемы. Объект и предмет исследования: Объектом данного исследования является рассмотрение законодательной базы, позволяющей определить задачи формирования правовой грамотности обучающихся. Предметом данного исследования является определение технологий изучения правовых знаний. Теоретическая и практическая значимость работы: Теоретическая значимость работы обусловлена ее актуальностью и заключается: - в постановке и решении проблемы, значимой для модернизации современного образования; - в расширении изучения правовой базы для формирования правовой грамотности обучающихся; - в подробном изложении собственных методов и способов формирования знания основ права. Практическая значимость работы: - результаты исследования могут способствовать расширению педагогического опыта учителей истории и обществознания, занимающихся вопросами формирования правовой грамотности, а также подготовкой к ЕГЭ; - составляющие работы, презентация могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей социально-гуманитарного цикла. Словарь исследования: Правовая грамотность – общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Правовая грамотность становится действенной силой лишь тогда, когда органически взаимодействует с гражданским и правовым сознанием. Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, в которых выражено отношение социальных групп к праву, т.е. субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правовой нигилизм – отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать поведение людей. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан В документе определены цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности: - формирование в обществе устойчивого отношения к закону и преодоление правового нигилизма; - повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности; - создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения; - внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм. Практика применения основных технологий формирования правовой грамотности История и обществознание – универсальные предметы, их изучение охватывает разные сферы человеческой жизни, которые регулируются законом, поэтому формирование правовой грамотности должно красной нитью проходить через эти уроки вне зависимости от изучаемой темы. При этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения. Интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, Совместная деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен мнениями, идеями. Методы интерактивного обучения, применяемые при формировании правовой грамотности на уроках истории и обществознания «Мозговой штурм» - ведение группового обсуждения какой - либо обществоведческой или исторической проблемы. Дискуссия- беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются различные точки зрения.Игра - вид деятельности, в которой важен не результат, а процесс. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по особым правилам. Кластер - графический способ организации учебного материала. «Закон,Суровый, справедливый.Предупреждает, защищает, наказывает.Условие существование правового государства.Необходимость». Для определения уровня правовой грамотности обучающихся в начале учебного года было проведено анкетирование, в нем приняли участие 27 человек (9-11 классы) Вопросы анкеты:С какого возраста человек обладает правами?В каких документах закреплены права ребенка?Какими правами обладают обучающиеся?Какие обязанности они должны выполнять?Как вы оцениваете свой собственный уровень правовой грамотности? Свои обязанности правильно назвали 30% респондентов; Свой уровень правовой грамотности все 27 респондентов оценили как недостаточный. Результаты входного анкетирования:На первый вопрос правильно ответили 84% респондентов;На второй вопрос правильно ответили 20% респондентов;На третий вопрос правильно ответили 40% респондентов; Промежуточное анкетирование (февраль 2014-2015 учебного года) Изменился ли Ваш уровень правовой грамотности?Хотите ли Вы продолжить работу по изучению правовой информации?Какие уроки по формированию правовой грамотности Вам особенно запомнились? Результаты промежуточного анкетирования: 27 респондентов заявили, что их уровень правовой грамотности вырос;27 респондентов заявили о готовности продолжить работу по изучению права;11 класс – «Суд идет…», «Выборы». 10 класс – Конкурс эссе «Смертная казнь: за и против?» 9 класс – Игра «Мораль и право» Спасибо за внимание!