Организация работы по формированию познавательных УУД у учащихся 1-х классов на занятиях экологического клуба Почемучки (в рамках дополнительного образования)


ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификации на основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»срок обучения: с 10.11.2014 по 28.11.2014 годатема: "Организация работы по формированию познавательных УУД у учащихся 1-х классов на занятиях экологического клуба «Почемучки» ( в рамках дополнительного образования) " Выполнил:Андреева С.Ф., учитель химииМБУ школы № 87 г.о. Тольятти Частное образовательное учреждение организация дополнительного профессионального образования«Межрегиональный институт дополнительного профессионального образования» Тольятти-2014 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Происходит изменение общей парадигмы образования. Основу этой тенденции составляет «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (ФГОС) Экологическое образование как современная дидактическая система – опережающее образование, направленное на целостное развитие личности учащихся на основе эколого-ориентированных ценностей. Противоречия Диагностика познавательных УУД у первоклассников показала:Слабую сформированность логический действийУчащиеся не умеют формулировать проблемуНе умеют самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Не умеют осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной форме Не умеют выразить мысль Причинами стали:Психологические и физиологические особенностиПериод адаптации первоклассниковСлабо развитая преемственность формирования УУД в дошкольном периоде Профессиональная проблема Как с помощью средств экологического образования развить мотивацию к обучению у учащихся 1-го класса в период адаптации и, в дальнейшем, способствовать формированию познавательных УУД? Цель: Организация работы экологического клуба «Почемучки» как средства экологического образования учащихся начальных классов для формирования познавательных УУД и устойчивого развития первоклассника.Задачи:Обозначить средства и формы экологического образования в 1-ом классеОпределить содержание механизма формирования познавательных УУД у обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО (рабочая программа экологического клуба «Почемучки».Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию познавательных УУД (по теме) у обучающихся 1-го классаВыделить результаты, освоения познавательных УУД в ходе реализации разработанного механизма. МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Применение экологического образования приведет к интеллектуальной и умственной готовности учащихся, предполагающей сформированности познавательных УУД: исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации, моделирование, структурирование, обобщение и практическое применение изучаемого материала, развитие мыслительных операций. Необходимость организации работы экологического клуба «Почемучки» в рамках дополнительного образования обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта. Цели программы «Почемучки»:формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира. Задачи программы: Обучающие:- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.- Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.Развивающие:- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологически вопросам.- Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.Воспитательные:- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы. Учебный планЭкологического клуба «Почемучки»(в рамках дополнительного образования)  № п/п  Наименование разделов и дисциплин  Всего,часов В том числе  теория практическиезанятия 1 Что такое экология 1 1 2 Мой дом за окном 4 4 3 Я и моё окружение 9 6 3 4 Гигиена моего дома 6 3 3 5 Вода-источник жизни 4 3 1 6 Солнце и свет в нашей жизни 4 2 2 7 Воздух и здоровье 1 1 8 Мой край 2 2 9 Весенние работы 2 2 Итого: 33 22 11 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 1. Создание на занятиях:проблемных ситуацийситуаций эмпатии во взаимоотношениях с природойситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человекаситуаций свободного выбора поступка по отношению к природе2. Практическая деятельностная направленность осуществляется через:исследовательские заданияигровые занятияпрактикумы опытническую работуфенологические наблюденияДиагностические методики3. Формы организации деятельности детей:индивидуальнаяГрупповая (так же предполагает работу с родителями) звеньеваякружковая ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Личностные-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные универсальные учебные действияадекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.Коммуникативные универсальные учебные действияставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельностиформулировать собственное мнение и позицию;координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.Познавательные универсальные учебные действияставить и формулировать проблемы;осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.установление причинно-следственных связей; Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов Кадровые условияЗаместитель директора по УВРКлассные руководители 1-х классовПедагоги естественнонаучного циклаПедагоги трудового обученияМедицинский работникРодители Научно-методические условия (выборочно)Авторская программа «Экологический клуб «Почемучки» учителей начальной школы: Гераськина Е. Г., Кувшинова Л. В., Маковкина Р. Н., Перегудова Е. Ф., Пикалова О. В.,Урлапова О. И, г.Новокузнецк, 2011 год Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с. Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с. Материально-технические ресурсыДоска проектировочнаяМедиапроекторНаглядные пособия по экологии: «Водоем», «Времена года», "Экосистема -экологическая единица окружающей среды"ПК (ноутбук)Слайд-альбом "Экология" Экранно-звуковые средства обученияНормативно-правовые ресурсы (выборочно)Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».Организационные ресурсыежегодные «Недели экологии»: выставка рисунков, творческих проектов, мастер-классов.разработка серии консультаций для родителей по укреплению здоровья детей.создание «Зеленого уголка» школыучастие в городских экологических конкурсах Перспективы решения проблемы опора на субъектный опыт ученика;применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности;использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;организация работы с "интеллектуальным резервом".Педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь, таким образом, от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку.