Презентация к внеклассному мероприятию по физике Романтик космических наук
Внеклассное мероприятие по физикеКласс:9«Романтик космических наук»Выполнила: учительфизики МКОУ«Ракитовская СОШ»Сафронова О.А.
"То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением!" С.П.Королёв
Сергей Павлович Королёв Сергей Королёв родился 12 января 1907 года на Украине, в Житомире в семье преподавателя словесности.
Отец-Павел Яковлевич Королев.Мать-Мария Николаевна Москаленко.
Его отец Павел Яковлевич Королёв с отличием окончил Нежинский историко-филологический институт и получил звание учителя гимназии. Однако совместная жизнь с мамой Сергея - Марией Николаевной Москаленко, у него не сложилась. Вскоре, после переезда в Киев, родители разошлись, и Сергей Королёв воспитывался в семье родителей матери в Нежине. Дедушка и бабушка очень любили внука, души в нем не чаяли.
В Нежине в 1911 году Сергей впервые увидел полет на аэроплане русского летчика Уточкина и это событие потрясло воображение впечатлительного мальчика. Отца Королев не помнил. Его воспитывали мать - учительница и отчим инженер Григорий Михайлович Баланин.
На исходе XIX века Российская империя стремительно менялась. В купеческих семьях рождались мальчики, желающие от семейных занятий уйти к совершенно новым делам, покорить вершины, о которых их предки и мечтать не могли... Таким родился и Сергей Уточкин, один из первых российских летчиков.
Говоря по правде, семейные традиции не слишком давили на будущую звезду авиации. Сережа Уточкин, как и два его брата, рано остался сиротой. От приюта мальчиков спасло наследство, оставленное отцом: на часть этих денег братья воспитывались в чужих домах как пансионеры. В одном из таких домов произошла трагедия, наложившая отпечаток на всю дальнейшую жизнь Сережи. Сильно пьющий отец семейства, в котором жил мальчик, однажды повесился на чердаке, а супруга, обнаружив тело мужа, в состоянии аффекта взяла кухонный нож и лишила жизни всех своих детей. Сережа едва сумел убежать и с тех пор заикался. Нынче детский психолог наверняка обнаружил бы у него целый набор отклонений, незаметных обычному человеку. Нынче, но не тогда... Этот случай, как считают биографы авиатора, стал одной из причин нарушений его психики в будущем.
По собственному признанию Уточкина, он занимался сразу многими видами спорта: от тенниса и фехтования до плавания, бокса и борьбы. Причем преуспевал вовсе не за счет выдающихся способностей, а лишь благодаря упорству и безграничной страсти к преодолению сил природы. В наши дни этого азартного юношу определенно сочли бы экстремалом. Он не просто занимался бегом, а соревновался с паровым трамваем. Не только в числе первых в стране освоил роликовые коньки, но обгонял на них велосипедистов, а на велосипеде ухитрялся опередить скакового рысака. На глазах у потрясенной публики спортсмен штурмовал ступени знаменитой Потемкинской лестницы на всех доступных ему механизмах от велосипеда до автомобиля. А на автомобиле упорный Уточкин даже пытался взлететь, приделав к нему небольшие крылья. Отчасти трюк ему удавался: при разгоне машина на несколько мгновений взмывала в воздух, а затем плюхалась на землю и продолжала движение.
Но настоящей страстью энтузиаста стало воздухоплавание, ведь в душе Сергей мечтал о небе, и так он мог наконец парить, оторвавшись от земли.
Уточкин самостоятельно освоил аэроплан и получил звание пилота-авиатора, выполнив все фигуры пилотажа. Он занимался конструированием (обучался в Париже), сам построил самолет-биплан, на котором демонстрировал показательные полеты в разных странах мира. И повсюду за ним наблюдали ведущие конструкторы, конечно же, стараниями Уточкина самолетостроение популяризировалось. По сути, пилот раздвигал границы возможного, готов был ценой своей жизни пробовать, чего еще можно достичь. Пресса отзывалась о нем, как о "летуне бесшабашной отваги".
Уточкин был одним из пилотов, участвовавших в первом перелете Петербург-Москва. К сожалению, из-за ограниченной видимости ориентироваться по железнодорожным путям оказалось невозможно, и самолет Уточкина сбился с курса. А после и вовсе потерпел крушение. Сам герой успел выпрыгнуть из кабины, но получил значительные травмы.
С этого момента, по сути, начались трагические годы его жизни. Уточкин пробыл в больницах долгое время, а, вернувшись к нормальной жизни, с трудом летал из-за постоянных головных болей. Некогда знаменитый летчик остался без денег, о нем начали забывать, постепенно он пристрастился к наркотикам, чтобы облегчить свои страдания. С течением времени авиатор стал сходить с ума. Его помещали в различные психиатрические лечебницы: вначале условия были сносными, а позже, когда деньги на го содержание перестали выделяться меценатами, Сергей отлеживался в голоде и холоде в сельских лечебницах
Сергей стремился на фронт, но безумца никто не хотел брать в ряды армии. Сергей ушел из жизни 13 января 1916 года, официальной причиной смерти значилось воспаление легких, однако бытует мнение, что пламенный мотор его сердца остановился из-за передозировки морфием и кокаином
В 1917 году Сергей вместе с матерью переехал в Одессу к отчиму. В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3 Главного управления Военно-Воздушного Флота. Сергей наблюдал за их полетами над морем, мечтая подняться на них в небо. Случай свел подростка с механиком гидроотряда Василием Долгановым. Новый знакомый, копаясь в моторе, объяснял Сергею - что к чему. После первой "лекции" началась и "практика". Все летнее время он проводил в гидроотряде, помогая готовить самолеты к полетам. Королев стал незаменимым, безотказным помощником механикам и летчикам.
Среднее общее образование ему получить сразу не удалось, так как для этого не было условий. Королёв окончил двухгодичную профессиональную строительную школу. Учился Сергей прилежно. Классный руководитель говорил про него матери Марии Николаевне: "Парень с царем в голове". Все это время Королев по-прежнему участвовал в жизни гидроавиационного отряда. По протекции Долганова Сергей однажды поднялся в воздух в гидросамолете, который вел командир отряда и решил стать летчиком. Одновременно за Сергеем закрепилась слава настоящего механика. Еще он часами он трудился в школьной производственной мастерской, где изготавливались деревянные изделия. "Столярная школа" очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры.
После окончания школы Сергей работал плотником, крыл крыши черепицей, позднее стал за станок, на производство. Трудовой стаж Главного конструктора начался с шестнадцати лет. "Я буду строителем... но только самолетов", - говорил в те годы Королёв. Мария Николаевна в душе противилась увлечению сына, выражая опасения по поводу опасности избираемого им жизненного пути. Рассудительный отчим напротив спокойно относился к нему. В отчиме Сергей находил поддержку своим устремлениям.
Сергей решил поступить в Киевский политехнический институт, где в это время предполагалось начать подготовку авиационных инженеров на механическом факультете.
Был построен учебный планер КПИР-3, в него вложил долю своего труда и Королев. Сергей летал на нем. Один из полетов едва не стоил ему жизни.
В январе 1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное открытие Московской планерной школы
В сентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили на VI Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер, примерно на 50-90 килограммов тяжелее собратьев. В то время считалось, что чем меньше планер, тем лучше. Пробный полет на "Коктебеле" совершил К.К.Арцеулов, доложив членам технической комиссии: "Планер удачно сбалансирован. Хорошо слушается рулей. Можно допустить к полетам". На планере "Коктебель" двадцатидвухлетний Королев установил рекорд парения. Он парил в воздухе более четырех часов.
До учебы в Киеве, в Одессе, Королёв познакомился со своей будущей супругой - Ксенией Винцентини. Он старался сделать все, чтобы она стала его девушкой: и вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках. Все это произвело на Ксению необходимое впечатление. Уезжая учиться на авиационное отделение Киевского политехнического института, Королев сделал ей предложение. Она ответила, что, хотя и любит его, выходить замуж не собирается до тех пор, пока не выучится, чтобы зарабатывать самостоятельно.
Он учился в Киеве, потом в МВТУ в Москве, а она в Харькове, на врача. После института Ксению распределили работать в Донбасс. Бывая там, Королев вновь пытается добиться согласия на брак. В августе 1931 года она стала его женой, и он увез ее в Москву. Позже они развелись. Второй женой Королёва стала переводчица Нина Ивановна, работавшая в его конструкторском бюро.
Занимался в Киевском политехническом институте. Учился в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана В 1929 году закончил факультет аэромеханики. В начале 30-х годов Королев возглавил группу инженеров - специалистов в области ракетного движения. Первые ракеты зарождались в конструкторских бюро на экспериментальных заводах, проходили испытания на полигонах.
В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Королёва "Ракетный полет в стратосфере". "Ракета является очень серьезным оружием", - предупреждал автор в своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал Циолковскому. Вскоре в Осоавиахим пришло письмо от Циолковского с отзывом на труд Королева: "Книга разумная, содержательная и полезная". Ученый лишь сетовал, что автор не сообщил своего адреса и лишил его возможности лично поблагодарить за книгу.
Осенью 1937 года, волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну, докатилась и до РНИИ.Был расстрелян Тухачевский и арестован Туполев, который оказался в закрытом ЦКБ, где работали и другие "враги народа" - знаменитые в авиационном мире конструкторы В.М.Мясищев, В.М.Петляков, Р.Л.Бартини и другие. В Москве, на улице Радио, для них переоборудовали в тюрьму семиэтажное здание ЦАГИ, выделив комнаты для жилья и конструкторской работы. Специалисты здесь работали не за страх, а за совесть, понимая - дело их необходимо стране, и свято веря, что скоро разберутся и убедятся в их невиновности.
25 сентября 1938 года Королев был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой категории, это значит, что рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был завизирован лично Сталиным, тем самым расстрельный приговор был практически утвержден. Но это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому судебные решения не так слепо следовали рекомендациям НКВД.Свидетельствовал генерал-лейтенант Тюлин, близкий друг, не раз беседовавший с Королёвым в экспедициях: "Когда по доносу арестовали В.Глушко - впоследствии академика, одного из создателей советской космонавтики, и объявили врагом народа, Королев публично заявил, что не может поверить, будто Глушко враг народа. Тогда и его самого забрали через несколько дней".
Королёв был арестован 27 июня 1938 года и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. Он год провёл в Бутырской тюрьме, на допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсть. Также он получил сотрясение мозга. 21 апреля 1939 года Королёв попал на Колыму, где находился на золотом прииске
В Москву Королёв снова попал 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично и направлен на новое место заключения — в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством Туполева, также заключённого, принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 .
Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям "сокамерников" неистово и быстро. Он участвовал в строительстве пикирующего бомбардировщика под руководством Туполева. Здесь в ЦКБ встретил он начало войны, эвакуировавшись затем вместе со всеми в Омск. Королев просился летчиком на фронт, но Туполев, к тому времени уже освобожденный из заключения, еще лучше узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: "А кто будет строить самолеты?".
Королёв вышел на свободу в 1944 году со снятием судимости
В августе 1946 года Королев главный конструктор баллистических ракет дальнего действияВ 1950 году успешно сдаёт на вооружение баллистическую ракету P-1 .В 1954 года Королёв одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е).В 1956 году создана первая отечественная стратегическая ракета.В 1957 Королев были создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива.В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7.
Первый искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С. П. Королёв.
В 1958 году выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).«Электрон»
Самого Королёва при жизни как бы не было. Только после его смерти было разрешено о нем говорить, писать и помнить. Он был человеком-невидимкой - без имени, биографии, без выражения лица и привычек, без двух монеток по копеечке, которые Королев всегда носил в кармане пальто, - детский странный талисман.
Смерть Королева наступила 14 января 1966 года от сердечной недостаточности. Ему было 59 лет.Похороны состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом Сергея Королёва была захоронена в Кремлёвской стене.
Награды и званияДважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961)Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.Академик АН СССР.Лауреат Ленинской премии.Почётный гражданин города Королёв.