Презентация Создание условий для самообразования и саморазвития обучающихся
Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь
В условиях реализации ФГОС решается одна из задач «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» … современное начальное образование должно быть направлено на развитие самостоятельности ребёнка в учебной деятельности, его способности к самообучению.
Самостоятельность школьника - это стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.
Саморазвитие– сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. С малой удачи начинается большой успех
Самоорганизация–умение организовать себя, свое время, свои действия, это изменение стереотипов, отработка необходимых навыков и умений для действий, сами действия и их контроль.
Самореализация- это проявление, развертывание внутренних потенциалов (способностей, возможностей) личности, осознанной деятельности, направленной на наиболее полное выражение и воплощение сущности человека, его призвание.
Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего Самостоятельный. Предприимчивый. Ответственный. Коммуникабельный. Толерантный. Способный видеть и решать проблемы самостоятельно. Способный постоянно учиться. Способный находить и применять нужную информацию. Способный работать в команде.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получать только возбуждение…»(А. Дистервег)
Учитель-не дает готовых знаний; ставит учебно-познавательные задачи вызывающие интерес к размышлению анализу и сравнению;- стимулирует поиск новых знаний;-поддерживает самостоятельную деятельность ученика, создает условия для формирования навыков саморазвития.
Ученик: -активный участник образовательного процесса.
Организация образовательного процесса – акцент на самостоятельную деятельность ученика Контроль и оценка – акцент на самооценку обучающихся
Основные идеив учебном процессе уделять больше внимания самообразованию, необходимо сместить некоторые акценты активности учителя на самостоятельное изучение материала учениками, на инициативность и активность ученика;в образовательном процессе должна присутствовать системность; формирование нового знания должно опираться на «старое» знание, закрепляя и развивая последние;приоритет необходимо отдать личностно-ориентированным, проблемным, проектным технологиям.
Педагогические принципы:принятие всех учащихся; интеллектуальное развитие учащихся;создание профессиональных установок; формирование личности; установка на доверительное общение; превращение учеников в соавторов учебного процесса; умение слушать ученика, вести диалог; создание условий для развития индивидуальности; создание пространства выбора для учащихся.
Условия достижения положительных результатов:собранность и терпимость учителя;постоянство требований;создание ситуации успешности для ученика;создание атмосферы сотрудничества.
Цель методической системы: создание образовательной среды для формирования навыков саморазвития. Функции системы:-гносеологическая: создание «банка» способов и приёмов для решения учебно-воспитательных задач;-гуманистическая: принятие ученика как личность, осознание личного педагогического опыта;-проектировочная: проектирование содержания форм и методов обучения, выбор эффективных педагогических и методических приёмов;-нормативная: соблюдение педагогических норм, учёт требований к процессу обучения и воспитания, обеспечение образовательного стандарта;-рефлексивная: осмысление педагогической деятельности, оценка и переоценка своих способностей.
Основные приёмы образовательного процесса: аргументирование полезности самообразования в повседневной жизни; создание ситуации успеха в обучении; подбор заданий для формирования отдельных компонентов самообразования (активность, ответственность, целеустремлённость и др.)интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Пути самореализации личности Урочная деятельность (уроки-исследования, с применением ИКТ, интегрированные, творчества и т.д.)Внеурочная деятельность (предметные олимпиады, проекты, научно-исследователь- ская деятельность, кружки, секции, групповые занятия и др.)Внеклассная работа (часы общения, классные праздники, экскурсии, походы, КТД, портфолио, самоуправление и др.)
Урочная деятельность, использование информационно-развивающей средыРабота в компьютерном классеИндивидуальная работа с тренажерами, электронными приложениямиСистема тестирования МIMIOЗащита проектов
Внеурочная деятельностьЗанятия в кружке робототехникиГрупповая работа на занятии Эврика
Внеклассная работаПосещение музеев, памятников, достопримеча-тельностей
Достижения учащихся
Используя в своей работе новые технологии (технологии АМО, критического мышления, проблемно-поисковые, индивидуально-дифференцированного подхода и др.), информационно-развивающую среду, можно достичь высокого уровня развития самостоятельности учащихся, их способности к саморазвитию и самосовершенствованию