5 КЛАСС ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА
Зубарева Галина Михайловна, учитель технологииФГКОУ СОШ № 162Г.Хабаровск - 47 ознакомление с историей развития лоскутного шитья; техническими условиями и приемами выполнения изделий из лоскутов; развитие представления о композиционном и цветовом решении изделия; изготовление изделия в технике «пэйчворк». 1.Организационный момент2. Изучение нового материала.История «пэйчворка».Виды техник лоскутного шитья.3. Выполнение практической работыИгра «Фирма «Лоскуток».4. Подведение итогов Однажды, давным-давно, одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной. Patchwork — сшитый из лоскута; лоскутная работа.Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа. До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, была найдена в скифских курганах (100 год до н.э.—200 год н.э.) в виде стеганых одеял. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно.Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Одной из причин появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Одеяло «Солнечные часы», Англия 1797, наиболее известное в коллекции. Слово «quilt» ( «одеяло»), впервые был использовано в Англии, соединилось с латинским словом «cucita» означающее - валик или подушку. Первые стежки были использованы в средневековых покрывалах, которые часто становились семейными реликвиями.Стегание применяется в производстве одежды: бедные воины не могли позволить себе металлическую броню, потому стежкой особо уплотняли защиту. Наибольшая популярность этого искусства в Европе начинается с 17 века. Как правило это было мужским ремеслом не только в Англии, но и в Африке. Первоначально это было не столько лоскутное шитье, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. «Дерюжки» и «ляпачихи». Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Дешевые, практичные, красочные ситцы охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев – лоскутные одеяла. В XX веке, во времена кризисов, падения производства и войн лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым. Детское одеяло 18 век, Москва Лишь немногие музеи мира могут похвастаться постоянной экспозицией древних и современных квилтов.В Европе их всего два: один из музеев Цюриха и Музей текстиля Макса Берка – Textilmuseum Max Berk — в Гейдельберге.Возможно именно просветительская работа музеев, организация выставок, обращение к этой технике художников по текстилю, способствовали возрождению этого вида искусства в наши дни. Так или иначе, но искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэйчворку или получают профессиональное образование. Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение.Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк). Ильзе Грининжер, панно «Застывшее движение» Но творчество не имеет границ, и современный пэйчворк не просто рукоделие — это игра с формой и цветом, это творчество и ремесло, требующее мастерства, это сочетание традиции и современного дизайна. В то же время оно доступно буквально всем, не требует больших затрат и каких-либо особых материалов. Все зависит прежде всего от фантазии и рук мастерицы и, конечно же, вкуса. Эрика Одемер панно «Глобус» — 1 премия на Международной выставке Ромбы Треугольник Полоска Квадрат Уголки Свободнаятехника Видлоскутной техники Пэчворк - лоскутная техника аппликации и шитья из тканей.Один из традиционных видов народного творчества. Квилтинг - вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются не менее трех слоев ткани. При этом на поверхности квилта образуется трехмерный рельефный узор. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Изделия из лоскутов должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре.Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга.Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми.Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей.Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенностями. Его роль может выполнять и самый светлый, и самый темный цвет. Можно комбинировать лоскуты, сочетая темные и светлые оттенки одного цвета, либо соединяя цвета одной цветовой гаммы, например, основной цвет красный и его оттенки комбинировать с прилегающими к нему промежуточными – красно-фиолетовым и оранжево-красным цветом. шитьё из квадратиков; шитьё из полосок; шитьё из треугольников (КУРАК). «Спираль» — одно из остроумнейших изобретений в лоскутном шитье, помогающее решить головоломку: как из вороха цветных никому не нужных обрезков создать что-то полезное, оригинальное и красивое. Русский квадрат» относится к национальной технике лоскутного рукоделия, что подтверждает само ее название. Эта техника наиболее сложная и требует особой аккуратности при выполнении изделий. У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «бревенчатая изба», «лабиринт». Эта схема сборки лоскутных изделий была распространена в Европе и Америке еще в XIX веке. В ее основе лежит шитье из полос. Особенность шитья – сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» - маленького квадратика, на котором делают цветовой акцент. ПРАВИЛО №1 В работе чаще всего используют кусочки ткани самой различной формы. Пришивать лоскутки нужно на основу из хлопчатобумажной ткани размером немного больше, чем будет наше готовое изделие. Без основы работать не рекомендуется, так как швы тянутся в разные стороны и у изделия будет неряшливый вид. ПРАВИЛО №2 Начинать работу надо от центра изделия. Без сметки (лучше всего пользоваться обычными булавками) пришивайте лоскуток к лоскутку, двигаясь по часовой стрелке или против нее. Центральную часть изделия заполняйте сначала мелкими лоскутками и по мере увеличения полотна присоединяйте все более крупные. Центральный лоскуток, как правило, называют зрачком. Для него обычно подбирается кусочек ткани яркого цвета или с выразительным, интересным фрагментом узора. Самыми удачными получаются узоры, в которых центральная деталь имеет форму треугольника или многоугольника. ПРАВИЛО №4 Лоскутные витки можно сделать контрастными по цвету. Для этого каждый надо собрать по принципу «цветового хаоса». При этом старайтесь не объединять между собой лоскутки, слишком близкие по цвету и рисунку: они будут смотреться как одно большое цветовое пятно и могут нарушить задуманную композицию. ПРАВИЛО №3 Лоскутки можно объединять, составляя композиции из деталей контрастных или близких оттенков разного цвета, но в одной гамме: например, можно начать собирать свою мозаику с самых светлых фрагментов, а после завершения очередного круга начинать каждый новый виток с использования все более темных лоскутков, близких по цвету. Или, наоборот, начните свою работу с самых темных лоскутков, а закончите самыми светлыми. ПРАВИЛО №5Если вы впервые занялись лоскутным шитьем, сначала сделайте небольшой образец, ориентируясь на цветные графические рисунки, на которых показана последовательность пришивания лоскутков на основу размером 20–22 см. Из такого блока получатся небольшие вещи – кухонная прихватка, подставка под чайник. Покрывала, одеяла, панно, чехлы для подушек – собирают из нескольких блоков квадратной формы. Их можно сшивать между собой как полотно или накладывать как аппликации на ткань и пристрачивать, накрывая срезы декоративной тесьмой. 1. Расположите яркий лоскуток-зрачок в центре основы лицевой стороной вверх. Приколите зрачок булавкой. Второй лоскутик приколите лицевой стороной вниз к любой из сторон зрачка (булавки всегда нужно вкалывать перпендикулярно шву) и, совмещая, стачайте по прямой линии все три слоя ткани, отступив от края на 5 мм или на ширину лапки. Удалите все булавки, чтобы не отпечатались под утюгом, и приутюжьте шов «на ребро» (оба среза вместе). 2. Отверните второй лоскуток на лицевую сторону и прогладьте. 3.Приколите 3-й лоскуток лицевой стороной вниз ко 2-му и к следующей стороне зрачка, продолжая двигаться по часовой стрелке. Стачайте, приутюжьте шов «на ребро» и срежьте излишки ткани. 4.Отверните 3-й лоскуток и прогладьте. Каждый лоскуток должен полностью перекрывать срезы, к которым его притачивают. 5. Пристрочите 4-й лоскуток (лицевая к лицевой) к 3-му, одновременно – к свободной стороне зрачка и 2-му лоскутку. Отутюжьте и срежьте лишнее. Отверните 4-й лоскуток и прогладьте. 5-й лоскуток притачайте сразу к трем 1-го ряда: 4-му, 2-му и 3-му. 6-й – к 5-му и 3-му, 7-й – к 6-му, 3-му и4-му. 6. Двигаясь по часовой стрелке, в каждом ряду «наращивайте» размеры лоскутков. 7. Заполнив всю основу, срежьте лишнюю ткань по краям. Этот узор – разновидность «колодца»: в квадрат собирают узкие полоски двух контрастных цветов. 1. Подготовьте необходимые детали: лоскут-основу из плотной светлой ткани, центральный квадрат и полоски – одни из ткани центрального квадрата, другие из контрастной по цвету ткани. Загладьте основу дважды пополам, образуя две перпендикулярные линии, и приколите в центре квадратик, расположив его углы по заглаженным сгибам.2. Полоски первого ряда – контрастные цвету квадратика. Приложите полоску лицевой стороной к квадратику, совместите срезы, пристрочите, загладьте шов «на ребро», отверните, отгладьте и срежьте излишек. Все остальные полоски этого ряда притачивайте аналогично, перекрывая стороны квадратика и 0,5 см бокового среза предыдущей полоски. В этом – одно из отличий от «колодца», где срезы полосок перекрываются полностью.3. Второй ряд полосок пришивайте параллельно сторонам основы. Чтобы контур центрального квадратика остался четким, швы должны пройти по его углам, не заходя на них. Шитье из прямоугольных треугольников – самый древний вид лоскутной техники. Наибольшее распространение этот вид получил на Руси. Поэтому шитье из прямоугольных треугольников принято считать национальной русской техникой лоскутного рукоделия. Издавна известны яркие деревенские лоскутные одеяла, собранные из пестрых треугольных кусочков. Они не только служили предметами обихода, но и являлись украшением скромного деревенского жилища. Этот узор по-другому называется «Квадрат в квадрате». Свое название он получил оттого, что действительно каждый квадрат узора вставлен в предыдущий и в целом это всё похоже на алмаз. Работу начинают с построения схемы. Стороны центрального квадрата достраивают прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом, пока не образуется квадрат нужного размера. Схему можно раскрасить, выделив определенным цветом треугольники каждого ряда. Дальше готовят шаблоны: для центрального квадрата, треугольника каждого ряда и основу из ткани или флизелина. Отмечают на ней 4 пересекающихся линии: 2 перпендикулярные и 2 диагональные. Сборку треугольников ведут по схеме от центра. Закрепляют квадрат на основе лицевой стороной вверх. К одной из сторон прикалывают треугольник первого ряда лицевой стороной вниз, совмещая его длинную сторону с квадратом, и стачивают вместе три детали (основа, квадрат и треугольник) по припуску на шов. Шов приутюживают «на ребро», отгибают треугольник, еще раз утюжат и закрепляют булавкой. Точно также пристрачивают следующие 3 треугольника этого ряда. Затем проверяют, совпадают ли углы образовавшегося квадрата с линиями на основе и подравнивают ножницами квадрат, чтобы все стороны были равны.Следующие ряды треугольников пришивают таким же образом. Информационные ресурсы:1.http://sch140.omsk.edu/projects/patchwork/obuchenie/sborka-colzo.htm2. http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html, 3. http://rcio.pnzgu.ru/personal/58/3/9/Uid.htm4.http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091225_bahrushin_loskutki.html