Презентация на тему Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАПАДНОДВИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «ПЕТУШОК»Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Работу выполнилаГорбачева Татьяна Александровна,воспитатель первой категорииЗападная Двина, 2016 г. Расскажи и я забуду,Покажи и я запомню,Дай попробовать и я пойму ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы Успешность эксперимента:*Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.*Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.*Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.*Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. ЭкспериментированиеНаблюдениеТрудРазвитие речиИзобразительнаядеятельностьФЭМПЧтение художественнойлитературыМузыкаФизическое воспитание Задачи*Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.*Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).*Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.* воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.*Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.*Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.


Элементарность опытов:• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;• в - третьих, они практически безопасны;• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
ppt_yppt_yppt_y

Классификация экспериментов:По характеру объектов, используемых в эксперименте.По месту проведения опытов.По количеству детей.По причине их поведения.По характеру включения в педагогический процесс.По продолжительности.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом.По месту в цикле.По характеру мыслительных операций.По характеру познавательной деятельности детей.По способу применения в аудитории.
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Направления:-живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.-неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.-человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
ppt_yppt_yppt_y

Структура детского экспериментирования:- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);- формулирование выводов.
ppt_yppt_yppt_y


Формы, методы и приёмыНаблюденияТрудовыепорученияОпытыДидактическиеигрыМоделированиеФиксациирезультатовПостановка вопросовпроблемногохарактераЭвристическиебеседыПрогулкаПутешествияТрудоваядеятельностьЭкскурсии Стимулы:•Внешние (новизна, необычность объекта);•Тайна, сюрприз;•Мотив помощи;•Познавательный мотив (почему так);•Ситуация выбора.
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Блоки педагогическогопроцесса:Непосредственно-организованная деятельность с детьми.Совместная деятельность с детьми.Самостоятельная деятельность детей.Совместная работа с родителями.
ppt_yppt_yppt_y

Примерный алгоритм:1.Выбор объекта исследования.2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях).7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
ppt_yppt_yppt_y



 Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КОЛЛЕКЦИИ ПРАВИЛА РАБОТЫ Уголок экспериментирования ПОСАДКА ЛУКА ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ Опыты с водой Вниз летит капельками, а вверх - невидимкой.   ОПЫТЫ С БУМАГОЙ Исследование камней Рассматривание камней и песка В уголках по экспериментированию может быть выделено1. Место для постоянной выставки.2. Место для приборов.3. Место для выращивания растений.4. Место для хранения природного и бросового материалов.5. Место для проведения опытов.6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
ppt_yppt_yppt_y Приборы и оборудование:*приборы-помощники;*ёмкости;*природный материал;*разные виды бумаги;*красители;*медицинские материалы;*технические материалы;*утилизированный материал;*прочие материалы.
ppt_yppt_yppt_y Правила трёх «П»Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка. Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть.Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем.
ppt_yppt_yppt_y

Трудности•Создание лаборатории.•Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.•Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.•Планирование работы.•Планирование занятий.
ppt_yppt_yppt_y


Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ