Презентация к уроку технологии и ИЗО по теме Народные промыслы. Жостово
Народные промыслы России Жостовская роспись Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России. Но прежде всего стоит узнать, откуда на Руси появились эти произведения искусства? Пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколение, от мастера к мастеру, от отца сыну, от матери дочери, народные промыслы дошли и до наших времен! Недалеко от Москвы есть село Жостово, жители которого уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были медовуха, сбитень, исконно русские напитки. Появился и ритуал – чаепитие. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Но технология не стоит на месте и подносы из металла стали изготавливать повсеместно, стали открываться целые подносные мастерские. Разнообразие форм и размеров поражало воображение – это и шести – восьмиугольные, прямоугольные, овальные и квадратные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столов. А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Вишняков с сыновьями и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных промыслов русской народной культуры. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы из города Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы.В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи металлических подносов, существующий в селе Жостово с 1825 года. Основной мотив росписи ― цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями ― прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями . В последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах подноса. После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, а вот поначалу на подносах, украшавшая их живопись была одинаковой- пейзажи, летние и зимние тройки коней. В настоящее время этот узор возрождается. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.Полюбоваться красотой подносов можно в музее села Жостова, а также в Русском музее Санкт-Петербурга.Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.