Презентация на тему Проектная деятельность младших школьников при изучении загадок


Проектная деятельность младших школьников при изучении загадок на уроках литературного чтения В программе по литературному чтению указывается, что раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементов содержания начального этапа литературного образования, при этом «опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность». [Примерные программы по учебным предметам 2011]. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения в начальной школе, ориентированный на создание проекта в ходе изучения загадок.Предмет исследования – методы и приемы по изучению жанровых и языковых признаков загадки, направленные на формирование нравственных понятий и представлений учащихся. Цель исследования – описать проектно-исследовательскую деятельность младших школьников при изучении загадок, определить приемы, способствующие формированию литературоведческих знаний, читательских умений и навыков. Задачи: 1. Выявить жанровые и языковые признаки загадки, дать литературоведческую характеристику загадке как малого фольклорного жанра.2. Определить психолого-педагогические особенности изучения загадки младшими школьниками в ходе проектно-исследовательской деятельности.3. Выполнить сравнительный анализ учебников литературного чтения Р.Н. Бунеева (УМК «Школа 2100»), Л.А. Ефросининой (УМК «Начальная школа ХХI века») на предмет представленности в них загадок. 4. Описать методику работы над загадкой, показать эффективные приемы их изучения младшими школьниками.5. Разработать творческие задания при изучении загадок, обучить методике отгадывания загадок, технологии составления загадок.6. Провести опытно-практическую работу по созданию проекта в 4 классе «Мир загадок». «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность» (В.П. Аникин) «Загадка - это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство: иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описанье предмета, предлагаемое для разгадки». (В.И. Даль) Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. [Полат, Бухаркина, 2008]. Проект имеет основные характеристики 1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам) – это характеристика по определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. 2. Целостность –каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату. 3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. 4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее. 5. Компетентность участников – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. 6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем. Методика работы с загадками одной тематики и разных форм построения Были отобраны загадки о снеге. 1. Я как песчинка мал, а землю покрываю;Я из воды, а с воздуха летаю;Как пух лежу я на полях,Как алмаз блещу при солнечных лучах.2. Белый ТихонС неба спихан,Где пробегает – Ковром устилает. - Прочитайте загадки. Сравните их. Что общего они имеют? (Отгадка – снег).- Чем отличаются загадки? (В загадках названы разные признаки снега).Первая загадка построена в форме монолога, как будто загаданный предмет сам о себе рассказывает. Образ снега создан с помощью приёма сравнения.Вторая загадка построена в форме описания, перечисляются признаки. Образ снега создан с помощью приёма олицетворения, когда предмет одушевляется, представлен живым. Приемы, позволяющие отличить загадку от других жанров Учащимся предлагаем загадку и стихотворный текст С. Черного «Аисты».Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый.Он летает на охотуЗа лягушками к болоту. (Аист) На вершине вяза, Над чужим гнездом,Аист долговязыйСторожит свой дом.А в гнезде супругаС тройкою птенцов…Ветер дунул с луга:Не пора ль на лов?Дрогнув красной ножкой,Аист поднял клюв:Слушает осторожно,Шею изогнув…». (С. Черный) - Какие произведения вы прочитали? (Загадку и стихотворение, это произведения разных жанров).- Что же их объединяет? (Общая тема, произведения об аисте, они написаны в форме описания).- Посмотрите, нет ли похожих слов в загадке и стихотворении? (В загадке – «длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый», в стихотворении – «долговязый»). - Прочитайте загадки. Назовите отгадки. Определите способ создания образа – метафору или сравнение. Сижу на тереме,Мала, как мышь,Красна, как кровь,Вкусна, как мёд». (Вишня) (В загадке способ создания образа – сравнение).Стоит толстуха –Деревянное брюхо,Железный поясок». (Бочка) (В загадке способом создания образа является метафора, неодушевлённые предметы в загадке говорят и двигаются). - Определите тип сравнения в загадке. Скорчится – с кошку,А растянется – с дорожку». (Верёвка) (В загадке представлено собственно сравнение или положительное сравнение).Чиста, да не вода, // Клейка, да не смола, // Бела, да не снег,Сладка, да не мёд, // От рогатого берут // И живулькам дают. (Молоко)Не дерево, а суковато» (Олень с рогами) (Способ построения образа называется отрицательным сравнением, подсказка к отгадыванию таких загадок – в сообщении, что загаданный предмет похож на замещающий, но не обладает всеми его свойствами). - Прочитайте загадки. Назовите отгадки, найдите метафору, укажите особенности построения образа.Стоит Антошка // На одной ножке; Его ищут, // А он не пикнет». (Гриб) (В загадках особую роль играет олицетворение: топор «в лес идёт» и «кланяется», лапша «сидит на ложке». Немало загадок в форме олицетворения, использующих собственные имена).Белый как снег, // Надутый как мех,Лопатами ходит, // А рогами ест». (Гусь). (Таинственная, сказочная картина создаётся в загадке, когда в описании сталкиваются признаки предметов загадывания и замещения). Загадка построена в форме монолога. Образ создан с помощью приёма сравнения Загадка построена в форме описания. Образ создан с помощью метафоры, её вида – олицетворения Загадка построена в форме описания действий предмета Я как песчинка мал,А землю покрываю;Я из воды, а с воздуха летаю;Как пух лежу я на полях,Как алмаз блещу при солнечных лучах. Белый ТихонС неба спихан,Где пробегает – Ковром устилает. Зимой греет,Весной тлеет,Летом умирает,Осенью оживает. Вывод: Приемами создания образа в загадке является метафора и сравнение. Сравнение может быть положительным и отрицательным. Один из способов построения образа – метафора, загадываемый предмет замещается другим. Например: огурец – горница, месяц – пастух.Формы построения загадок: 1. Монолог. 2. ОписаниеПриемы создания образа:1. Метафора. 2. Олицетворение. 3. Сравнение Виды творческих работ при изучении загадки: 1. Иллюстрирование загадок.2. Сравнение и сопоставление их с другими жанрами фольклора.3. Придумывание загадок и небылиц.4. Оформление кроссвордов, где зашифрованы слова с помощью загадок. Составление загадки Какой? Что бывает каким же? блестящий монета шипящий вулкан круглый арбуз Что делает? Что (кто) делает так же? На что похоже? Чем отличаются? Составление загадки про гриб:- На что похож гриб? (На мужичка).- А чем отличается от мужичка? (У гриба нет бороды).- Еще на что похож? (На дом без окон).- Приведите примеры, на что еще может быть похож гриб? (На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка). Возможный вариант получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке». Опытно-практическая работа по созданию проекта «Мир загадок» Цель проекта - научить отличать загадку от других жанров, объединять загадки по темам; создать книгу «Любимые загадки». Задачи проекта: 1. Изучить загадки разных тематических групп.2. Научить их классифицировать по темам.3. Учить читать и отгадывать загадки, выделяя характерные признаки; познакомить с технологией сочинения загадок, 4. Изучить порядок изготовления книги, ее содержание, оформить книгу «Любимые загадки». «Исследователи» - выбрали загадки для книги, распределили их по группам (загадки разных тематических групп, загадки в форме вопроса, загадки-обманки, загадки про сказочных героев), написали отгадки.«Иллюстраторы» - нарисовали отгадки к загадкам, подобрали предметные картинки к загадкам.«Творческая группа»- сочинили загадки, разделили собранные загадки на тематические группы: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, загадки про сказочных героев.«Издатели книги» - изготовили книгу «Любимые загадки», используя приготовленный материал. Книга «Любимые загадки» состоит из частей: «Отгадай загадки», «Отгадай загадки и соедини стрелками с рисунками», «Загадки про сказочных героев», «Отгадай загадки-обманки», «Отгадай загадки. Раздели их на группы (дикие и домашние животные), (фрукты и овощи)», «Найди загадки про ягоды. Отгадай загадку», «Отгадай загадку в форме вопроса», «Отгадай загадку и нарисуй к ней отгадку». С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !