Психологические причины трудного поведения поведения младших школьников


Психологические причины трудного поведения младших школьниковпедагог-психолог Демина Ирина Николаевна Степень доверия родителям Уровень комфортности в семье Отношение к наказанию Умение прощать Причина первая — борьба за внимание родителей.Причина вторая — борьба за самоутверждение.Причина третья —неверие в свой успех.Причина четвертая — жажда мщения окружающему миру, взрослым. Причины детской неуправляемости. неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;за унижение друг друга в кругу семьи;за потерю одного из родителей в результате развода;за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;за родительскую ложь и хамелеонство; Ребенок мстит за: НеугомонныеЖаждущие властиСверх застенчивыеЖаждущие успехаМимозоподобныеИгрокиСтранные, чудакиНастырные, вспыльчивые, жестокиеНеустойчивые, безвольные Типы «трудных» детей «Неугомонные»- чрезмерно обострен инстинкт свободы. В нем все чрезмерно: активность, свободолюбие, общительность. Он неудержимо стремится к цели, но это не долговременная ориентация, а сиюминутная цель, как правило, неугомонное стремление к удовольствиям. У такого ребенка чрезвычайно велик энергопотенциал. Типы «трудных» детей Коррекция поведения развитие у них интереса к чему-либо полезному СПОРТ неустанная стимуляция развития у них социальных функций не хочется, но надо «Жаждущие власти» дети с чрезмерно обостренным инстинктом доминирования, но не имеющие достаточных психофизических качеств для достижения желаемого ими уровня лидерства. Типы «трудных» детей Коррекция поведения Детям, «жаждущим власти», необходимо внушать установки: «Если ты будешь умным, образованным, сильным и умелым, то само собой окажешься впереди».А позже, когда ребенок станет подростком, старшеклассником, с ним легко будет беседовать на эти темы, просматривая вместе с ним соответствующие телепередачи о борьбе за власть (недостойных ее). «Сверх застенчивые»робкие, отгороженные, мучительно неуверенные в себе, тревожно - мнительные Типы «трудных» детей Коррекция поведения Побуждать его к самостоятельности, поручая ему, например, купить в магазине булку, пока мама покупает молоко. Его необходимо учить отстаивать свои права, затем приучать к равноправному общению с одним, двумя, тремя, а потом и с группой детей. С ним необходимо родителям играть, моделируя все возможные ситуации, возникающие в играх с детьми «Жаждущие успеха»Дети, которые неистово трудятся, подчеркнуто дисциплинированы, но мотивация всего этого - борьба за успех. Типы «трудных» детей Коррекция поведения необходимо снизить уровень требований к ним, научить своих чад, что неуспех-это тоже результат и надо только сделать верные выводы. «Мимозоподобные» сверхобидчивы и сверхранимы , склонные к ожиданию от других унижения, оскорбления, агрессии Типы «трудных» детей Коррекция поведения Мягко и терпеливо, шаг за шагом, обидчивых, «мимозоподобных» необходимо вести к пониманию истинного чувства достоинства, объясняя разницу между гордыней и гордостью, шуткой и злопыхательством, критикой и критиканством. Им надо внушать, что обидчивые теряют друзей и множат врагов, что на них «возят воду», когда, используя их обидчивость, ими начинают управлять злые люди. Им объясняют, что, в конце концов, чрезмерная обидчивость - разновидность глупости. «Игроки» склонны к риску, чрезвычайно азартны и ставят на кон все, идут ва-банк, не думая о последствиях. Типы «трудных» детей Коррекция поведения Данная акцентуация характера чрезвычайно сильна, ибо в своей основе врожденна, базируясь на естественной склонности к риску людей с доминированием инстинктов исследования и свободы, а поэтому ее следует ввести в русло спорта, творчества, исследования Типы «трудных» детей «Неустойчивые, безвольные» «Настырные, вспыльчивые, жестокие» «Странные, чудаки» Коррекция поведения Наилучшие результаты в отношениях со «странными», «чудаками» достигаются в том случае, если их расположить к себе, разделив их интересы, следуя их увлечениям, а затем, став для них человеком, которому они поверили, мягко повести их за собой. Специфичность воспитания «настырных, вспыльчивых, жестоких» заключается в следующем: поскольку при данном типе акцентуации особенно опасна вспыльчивость ребенка, которая может перерасти у подростка в аффективную взрывчатость, часто с тяжелыми социальными последствиями, ему с раннего возраста необходимо внушать установку на неотвратимость наказания за агрессивные действия. Специфика воспитания «неустойчивого» состоит в следующем. Подобно тому, как страдающему аритмией сердца подшивают стимулятор ритма, «неустойчивому» как бы подшивают часы. Начинается все с жесткого режима: сон, прием пищи, прогулка - строго по часам! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!