Презентация по естествознанию на тему Решение генетических задач


ГенетикаРешение задач Глоссарий Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно. Глоссарий Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака. Глоссарий Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена. Глоссарий Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.Фенотип — совокупность всех признаков организма. Первый закон Менделя закон единообразия гибридов в первом поколении: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу. Второй закон Менделя закон расщепления: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, а по генотипу —1:2:1. Третий закон Менделя закон независимого наследования: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях. Алгоритм решения генетических задач Символы, принятые в генетике Задача № 1:Скрестили белых кроликов с черными кроликами (черный цвет — доминантный признак). В  F1 - 50% белых и  50% черных. Определите генотипы родителей и потомства. Черный и белый кролики Правила при решении Решение задачи №1 Поскольку в потомстве наблюдается расщепление по изучаемому признаку, следовательно, родитель с доминантным признаком гетерозиготен. Задача № 2: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В  F1 все растения были нормального роста; 75% — с красными плодами и  25%— с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью. Томаты Правила при решении Решение задачи №2 Обозначим доминантные и рецессивные гены:  А— нормальный рост,  а— карликовость;  В— красные плоды,  в— желтые плоды. Проанализируем наследование каждого признака по отдельности. В  F1 все потомки имеют нормальный рост, т.е. расщепления по этому признаку не наблюдается, поэтому исходные формы — гомозиготны. По цвету плодов наблюдается расщепление, поэтому исходные формы гетерозиготны. Задача № 3: Скрестили два сорта флоксов: один имеет красные блюдцевидные цветки, второй — красные воронковидные цветки. В потомстве было получено 3/8 красных блюдцевидных, 3/8 красных воронковидных, 1/8 белых блюдцевидных и 1/8 белых воронковидных. Определите доминантные гены и генотипы родительских форм, а также их потомков. Флоксы Решение задачи № 3 Проанализируем расщепление по каждому признаку в отдельности. Среди потомков растения с красными цветами составляют 6/8, с белыми цветами — 2/8, т.е. 3:1. Поэтому А — красный цвет, а — белый цвет, а родительские формы — гетерозиготны по этому признаку (т.к. есть расщепление в потомстве).По форме цветка также наблюдается расщепление: половина потомства имеет блюдцеобразные цветки, половина — воронковидные. На основании этих данных однозначно определить доминантный признак не представляется возможным. Поэтому примем, что В — блюдцевидные цветки, в — воронковидные цветки. Задача № 4:У матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца — четвертая. Какие группы крови возможны у детей? Группы крови Решение задачи № 4Р IАIВ IАi0Г IА, IВ IА, ioF1 IАIА, IАi0, IВi0, IАIВ(вероятность рождения ребенка со второй группой крови составляет 50%, с третьей — 25%, с четвертой — 25%). Задача № 5:Носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети? Гемофилия Решение задачи № 5Р ХНXh ХНYГ ХН, Xh ХН, YF1 ХНХН девочка, здоровая (25%)ХНXh девочка, здоровая, носительница (25%)ХНY мальчик, здоровый (25%)XhY мальчик, больной гемофилией (25%) Задача № 6:Мужчина с карими глазами и  3 группой крови женился на женщине с карими глазами и  1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с  1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче. Голубоглазый ребенок у кареглазых родителей Решение задачи № 6Карий цвет глаз доминирует над голубым, поэтому А — карие глаза, а — голубые глаза. У ребенка голубые глаза, поэтому его отец и мать гетерозиготны по этому признаку. Третья группа крови может иметь генотип IВIВ или IВi0, первая — только i0i0. Поскольку у ребенка первая группа крови, следовательно, он получил ген i0 и от отца, и от матери, поэтому у его отца генотип IВi0.Р АаIВi0 (отец) Ааi0i0 (мать)Г АIB, Аi0, aIB, ai0 Аi0, ai0F1 ааi0i0 (родился) Задача № 7:Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары? дальтонизм Решение задачи № 7У человека лучшее владение правой рукой доминирует над леворукостью, поэтому А — правша, а — левша. Генотип мужчины Аа (т.к. он получил ген а от матери-левши), а женщины — аа.Мужчина-дальтоник имеет генотип XdY, а его жена — ХDХD, т.к. ее родители были полностью здоровы.Р AaХdY aаХDXDГ AХd, AY, aXd, aY аХDF1AaХDХd девочка-правша, здоровая, носительница (25%)aaХDXd девочка-левша, здоровая, носительница (25%)AaХDY мальчик-правша, здоровый (25%)aaXDY мальчик-левша, здоровый (25%)