Презентация к уроку литературы на тему Петр Великий русской литературы. М.В.Ломоносов 
       Проект урока литературы    в 9 классе (по программе Т.Ф. Курдюмовой)   по теме «М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол государыни императрицы Елизаветы Петровны.» Цели урока: Расширить представления учащихся о роли Ломоносова М.В. в развитии русской науки и культуры,в преобразовании русского литературного языка;помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова.   Введение в тему урока Кому и за что люди воздвигают памятники?Какие памятники писателям, поэтам, людям искусства знаете вы?За что воздвигнут памятник   М.В. Ломоносову? Какая польза в том, что в старости глубокойИ в тьме бесславия кончают долгий век!Добротами всходить на верьх  хвалы высокойИ славно умереть родился человек.       М.Ломоносов Родился 21 ноября 1711 г.  в деревне Денисовка близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Здесь, крепкоруки и сильны,И прадеды его и дедыСтремили кочи  встречь волны.Им были штормы не страшны,Они осиливали беды.И вот, с характером таким,С такой поморской  прямотою,Был путь в Москву проложен им,Путь, предначертанный судьбою,К свершеньям дерзостно-крутым!        Д.Ушаков 1730 г.  Поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где изучает латинский язык, знакомится с научными дисциплинами            В Петербурге В начале 1735 г. в числе лучших студентов Ломоносов направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжелые условия жизни , любознательный юноша проявил огромный интерес к наукам. Марбург. Немецкий студент Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в их числе Ломоносов, отправлены в Германию для обучения математике, физике, химии, металлургии. В 1741г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы его были поистине всеохватывающи. Мозаичные картины. Ломоносов показывает свои работы императрице. М.В. Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. 1755 . По инициативе и проекту Ломоносова был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Александро-Невская лавра Умер Ломоносов 4 апреля 1765 г. в Петербурге. …Он был первым нашим университетом.             А. Пушкин Литературная    деятельность ….Основатель русской поэзии.…. первый  поэт России.     В.Г. Белинский 1739 – Трактат по теории русского стихосложения. Разделил язык на «три рода речений». Теория трех «штилей» приблизила литературный язык к разговорному. «Карл 5, римский император, говаривал, что ишпанским языком – с Богом, французским  - с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие  ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.» 1748 – «Риторика». Первое в России печатное руководство по теории литературы 1755 – «Российская грамматика». Выдержала 14 изданий, сохранила практическое значение в течение 100 последующих лет. Ода (греч. «песня») – торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию или герою. 1739 .  «Ода на взятие Хотина»«Первое русское стихотворение, написанное правильным размером»            В.Белинский 1748.  «Ода на день восшествия на престол Её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны» Ода понравилась,   и государыня пожаловала Ломоносову «две тысячи рублёв в награжденье». С тех пор ломоносовские оды сделались неотъемлемой принадлежностью придворных торжеств. Написанные «высоким штилем», отличавшиеся необыкновенной приподнятостью и бурным, как кипящие морские  валы, слогом, они возбуждали непритворный восторг в тогдашних слушателях.          Обсудим прочитанное Какова главная, ведущая тема оды?Охарактеризуйте образ императрицы. За что прославляет ее Ломоносов?Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Что ставит ему в заслугу?Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие сравнения и эпитеты использует, чтобы воссоздать образ России?Что, по мнению автора, необходимо, чтобы Россия процветала, а народ жил в довольстве и благополучии? Тест 1.Ломоносова считают основоположником русского: а) классицизма   б) сентиментализма  в) романтизма   2. «Теория трех штилей», которую Ломоносов применил к опыту русской поэзии, предписывала:а) активно использовать просторечные словаб) каждому жанру должна соответствовать своя лексикав) смешивать три стиля 3. По Ломоносову, жанр, соответствующий «высокому» стилю:А) драма    б) комедия   в) трагедия4. Тема «Оды на день восшествия…»:А) прославление спокойной, счастливой жизни страны, управляемой императрицейБ) восхваление личных качеств императрицыВ) критика деятельности императрицы 5. В первой строфе «Оды на день восшествия..» Ломоносов:А) восхищается тишиной, красотой и богатством РодиныБ) вспоминает о ПетреВ) говорит о мудрости императрицы 6. Строки «Оды на день восшествия…»:….Послал в Россию человека,Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчаннуРоссию, грубостью попранну,С  собой возвысил до небес….-Прославляют:    А) Елизавету Петровнуб) Петра 1   В) Павла 1 7. Обращение Ломоносова:О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовет от стран чужих,О ваши дни благословенны!...-адресовано:   А) Елизавете Петровнеб) молодым жителям Россиив) писателям и поэтам 18 века 8. Смысл жизни Ломоносова заключался:А) в утверждении наук в отечествеБ) в повышении по службеВ) в строительстве университета                    Проверим 1.А2.Б3.В4.А5.А6.Б7.Б8.А            Подведем итоги Я узнал(а), что…Мне на уроке было …Было много…Я понял(а)…Я почувствовал(а)…Главным для меня было…Я хотел(а) бы…            Домашнее задание Составить цитатный план оды.Подготовить выразительное чтение отрывка (по выбору) Спасибо за внимание.Творческих удач всем! О себе:      Палаухина Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лесокамская основная школа»    Гайнского района Источники 1.Биографическая библиотека    Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей. – М.: ОЛИА-ПРЕСС, 2001   2. Рыжов К. 100 великих россиян. –М.: «Вече», 2002   3. «Читаем, учимся, играем». 2001, №4    4. Поисковая интернет-система «Яндекс»