Презентация Многофункциональное пособие Кольца Луллиядля детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Рузаевского муниципального района структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида» Многофункциональное пособие "Кольца Луллия"для детей 4-5 лет Автор работы: Садыкова Матрена Александровна воспитатель средней группы №2 структурного подразделения «Детский сад №10 комбинированного вида»
Скажи мне – я забуду. Покажи мне – и я запомню Дай попробовать – и я пойму. (китайская пословица)Дидактическая игра «Кольца Луллия» Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в НОД, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей так и в познавательном развитии.
«Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. Мы живем в стремительно меняющемся мире в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без телевидения и компьютеров, мобильной связи. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. Как научить детей полноценно жить в динамичном, постоянно изменяющемся мире? Педагоги отмечают, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Решение современных задач требует системного подхода, умения видеть проблему в целом, предвидеть отдаленные последствия своих действий. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно учится в школе, умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления И обогащение словарного запаса, и многое другое. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Цель использования пособия: формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений . Задачи:− развивать наглядно‐образное, логическое мышление; − развивать сенсорные способности; − тренировать в счёте, решении примеров; − формировать представления о математических понятиях; − знакомить с цифрой, цветом, размером; − развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Описание метода «Кольца Луллия» Раймонд Луллия (жил в 13–14 вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на равное количество секторов. При свободном вращении под стрелкой оказываются определенные сектора. На секторах рисунки, цифры и т.д. Любой желающий может задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который необходимо расшифровать, подключив воображение. «Кольца Луллия» могут быть использованы в различной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи, математике, конструированию и т. д. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
«КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Для изготовления пособия были взяты два прямоугольных куска фанеры шириной, равной диаметру колец(так же вырезанных из фанеры), и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. Это приспособление представляет собой два подвижных круга с диаметрами 55 и 70 сантиметров. Выпилили 2 круга с помощью лобзика. Вырезанные круги разбиваются на 8 секторов имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Принцип подбора картинок может быть разный. Например на одном кольце - разнообразные деревья, на другом – их листья.. На одном – животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом – их «дома», на одном кольце цифры, на другом количество предметов.
Методические рекомендации по использованию «Кругов Луллия»:− круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги; − для работы с детьми 4 - 5‐го года жизни целесообразно брать только два круга с 8 секторами;− детям более старшего возраста предлагаются несколько кругов с большим количеством секторов; − на сектора прикрепляются картинки по теме занятия; − игры можно проводить как в НОД и в режимных моментах, так и в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей);
Варианты использования пособия:Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов" Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 8; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку, количество предметов на которой соответствует этой цифре. Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас. Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.
Дидактическая игра "Цветные картинки"Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.Например, красная машина или синий мяч Дидактическая игра "На что похоже"Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.Например, круглый колобок, треугольная пирамидка
Дидактическая игра "Кто что ест?"Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;развивать мелкую моторику пальцев рук.Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного путём вращения круга. Дидактическая игра "Кто где живёт?"Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рукХод игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.