КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС РЕГУЛЯРНОЙ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЁНКОМ Юдин М.Г.


КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС РЕГУЛЯРНОЙ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЁНКОМ.Автор-составитель:педагог дополнительного образования, педагог-психолог Юдин М.Г. Москва 2012 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Игра, когнитивно-личностное развитие, совместная игровая деятельность, социальное взаимодействие.АКТУАЛЬНОСТЬ: Определяющей чертой современного образования становится его ориентация на когнитивное и личностное развитие подрастающего поколения. В этих условиях возрастает роль целенаправленного психолого-педагогического «взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [6, с.12].ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ: Основным понятием в программе дошкольного образования является игра, рассматриваемая как деятельность, приносящая ребенку и сопровождающим его развитие взрослым удовольствие, и, создающая условия для формирования средств общения, социально ориентированного поведения, познавательно-речевого развития. [6, с.13]. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕВзаимосвязь когнитивно-личностного развития и социального взаимодействия интересовала многих исследователей. Возникло два подхода к пониманию интеллекта: конструктивистский и интеракционистский. Разработчики конструктивистского подхода (Б.Инельдер, Э.Синклер и М.Бове) говорили о конфликте схем действия, который приводит к возникновению новой умственной структуры. С точки зрения интеракционистского подхода (А.-Н.Перре-Клермон, В.Дуаз В.В. Рубцов и др.) главную роль в постепенном структурировании мышления играют процессы социального взаимодействия. [1]Основная идея когнитивной революции заключается в том, что внутренние процессы рассматриваются как предмет психологии. Это противоречит пололжению бихевиоризма о том, что истинный предмет психологии – реакции или поведение. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА НА РАЗВИТИЕ МОЗГА ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ В РУМЫНИИ:Жизнь в семье необходима не только для выживания, но и для нормального развития.Дефициты, связанные с семейной депривацией:- Возникают быстро;Дефициты серьёзные;Они прогрессируют;- Дефициты остаются надолго;- Дефициты вызывают серьёзные трудности в важных областях психическое здоровье, когнитивное развитие, физическое здоровье). Взаимодействие генов и окружения: (длина концевых участков хромосом (теломеров) и процент жизни, проведенной в доме ребенка) чем дольше ребенок находится в доме ребенка, тем короче теломеры. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: по исследованиям влияния изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей (РФ, США).Большинство детей усыновлённых в хорошие семьи быстро навёрстывают отставания в различных областях и со временем достигает обычного уровня развития (Gannar,2001 и др. США)Недостаток опыта социально-эмоциональных отношений, отсутствие необходимых для приобретения этого опыта характеристик организации окружения – основные факторы, определяющие задержку развития детей в домах ребёнка (С.Петербург 2005, РФ.). ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ОБУЧЕНИИ.На смену представлению об обучении как естественном и индивидуальном процессе, т. е. разделяющем участников учебной ситуации на того, кто учит и того, кто учится, вырабатывается представление об обучении как процессе содействия и совместной деятельности. Причем главным механизмом этого процесса, делающим его культурным и социально детерминированным является опосредствование собственно познавательных актов способами взаимодействия самих участников. На первый план в этом случае выступает проблема не только чему учить, но и проблема как учить, т. е. проблема организации эффективных совместных форм учебной деятельности. (В.В. Рубцов). [1]Мы предлагаем тренинг детско-родительского взаимодействия как модель эффективного развития когнитивных процессов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Повышение своего родительского статуса в образовательном процессе ребёнка;Повышение интереса у родителей к игровому взаимодействию со своими детьми, и как следствие, повышение качества детско-родительского взаимодействия;Знакомство родителей между собой на тренинге и через обсуждение новых общих интересов;Улучшение качества взаимодействия между родителями и детским образовательным учреждением. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:(для специалистов и родителей (опекунов) детей с нарушенным ходом развития или риском нарушений)Жёсткий регламент (соблюдение режима дня).Формирование традиций, ритуалов (ежедневная гимнастика, чтение сказок и др.).Больше времени проводите с ребёнком.Не изолируйте ребёнка.Соблюдайте границы и правила.Не меняйте значимого взрослого.Будьте последовательны и едины в подходе к воспитанию. ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА! СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГаврилушкина О.П. Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием. Второй цикл публичных лекций. Развитие современной технологии. МГППУ 2011.Гончаров В.С. психология проектирования когнитивного развития: Монография. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. – 235с.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л. 1985. 154 с.Макшанов С.И. психологические теории преднамеренных изменений // Журнал практического психолога, 1998. №2. С.7-20.Психодиагностика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой, СПб.: Речь, 2000 – 256с.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 304 с.Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребёнка. Команда исследователей домов ребёнка. Санкт – Петербург, РФ – США. М.: - 2009 – 298С