Презентация по литературе Использование лексических изобразительно-выразительных средств в тексте. И. Бунин Ковыль
Использование лексических изобразительно-выразительных средств языка в тексте Л.М. Даниленко, учитель русского языка и литературыМКОУ «Новопокровская ООШ»Кемеровской обл.Тяжинского района
Иван Бунин«Ковыль»IЧто шумит-звенит перед зарею?Что колышет ветер в темном поле?Холодеет ночь перед зарею,Смутно травы шепчутся сухие, -Сладкий сон их нарушает ветер.Опускаясь низко над полями,По курганам, по могилам сонным.Нависает в темных балках сумрак.Бледный день над сумраком забрезжил,И рассвет ненастный задымился...Что шумит-звенит перед зарею?Что колышет ветер в темном поле?Холодеет ночь перед зарею,Серой мглой подернулися балки...Или это ратный стан белеет?Или снова веет вольный ветерНад глубоко спящими полками?Не ковыль ли, старый и сонливый,Он качает, клонит и качает,Вежи половецкие колышетИ бежит-звенит старинной былью?IIНенастный день. Дорога прихотливоУходит вдаль. Кругом все степь да степь.Шумит трава дремотно и лениво.Немых могил сторожевая цепьСреди хлебов загадочно синеет,Кричат орлы, пустынный ветер веетВ задумчивых, тоскующих полях.Да день от туч кочующих темнеет.А путь бежит… не тот ли это шлях,Где Игоря обозы проходилиНа синий Дон? Не в этих ли местахВ глухую ночь в яругах волки выли,А днем орлы на медленных крылахЕго в степи безбрежной провожалиИ клектом псов на кости созывали,Грозя ему великою бедой?- Гей, отзовись, степной орел седой!Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!…Безмолвна степь. Один ковыль сонливыйШуршит, склоняясь ровной чередой… 1894 год
Бунин рисует нам картину русской природы, непревзойденную красоту русской степи и поля. Для этого он использует такой приём, как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Автор употребляет ряд слов, благодаря которым можно услышать шелест степного ковыля, например, «ночь», «шумит», «шепчутся», «нарушает», «колышет». Подобное сочетание шипящих согласных позволяет создать уникальный звукообраз.
Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы. Художественные эпитеты: «тёмные балки», «степь безбрежная»; постоянные эпитеты: «сладкий сон», «вольный ветер», «ветер буйный», «степной орёл седой». Эпитеты указывают на связь данного стихотворения с древнерусской литературой и устным народным творчеством.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. «Травы шепчутся», «шумит трава дремотно и лениво», «дорога уходит», «день темнеет». Олицетворения наделяют природу способностью к самовыражению, подобно живому человеку.
Анафора – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.Что шумит-звенит перед зарею?Что колышет ветер в темном поле?Или это ратный стан белеет?Или снова веет вольный ветер… Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).Что шумит-звенит перед зарею?Что колышет ветер в темном поле?Холодеет ночь перед зарею…Смутно травы шепчутся сухие, -Сладкий сон их нарушает ветер.Или снова веет вольный ветерНад глубоко спящими полками? Повтор служит для усиления выразительности, подчёркивает значимость образа степи.
Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. «Нависает в тёмных балках сумрак», «холодеет ночь перед зарёю», «что колышет ветер…» Постановка глагола перед существительным (сказуемого перед подлежащим) усиливает внимание на предметах, показывает их важность, значимость для создания образа предрассветного часа в степи.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются.Немых могил сторожевая цепьСреди хлебов загадочно синеет…Один ковыль сонливыйШуршит, склоняясь ровной чередой… Метафоры создают зримость, осязаемость образов природы.
Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. … не тот ли это шлях,Где Игоря обозы проходилиНа синий Дон?Или это ратный стан белеет?Или снова веет вольный ветер Риторические вопросы активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию.
Спасибо за внимание!