Презентация: «Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся, являющейся основой учебной самостоятельности»
Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся, являющейся основой учебной самостоятельности школьников, как средство достижения нового качества образования. В программе ФГОС второго поколения говорится: «Образование должно быть ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого ученика, создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей каждого ученика, психологический комфорт, выполняющий творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности». В разделе «Ключевые направления развития общего образования» сказано: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире». Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Ключевая задача начального этапа школьного образования- Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся, являющейся основой учебной самостоятельности школьников, как средство достижения нового качества образования.-. Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС. Уровни 1. Начальный уровень использования системы оценки.На этом этапе вводятся два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся, являющейся основой учебной самостоятельности школьника. 1-е правило Различие оценки и отметки. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).В первом классе вместо бальных оценок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. В последующих классах при появлении бальных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за общую активность, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи. 2-е правило Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».В первом классе алгоритм состоит из четырех вопросов:1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)2. Удалось выполнить задание? ( Учимся сравнивать результат с целью.)3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)4. Выполнил самостоятельно или с чьей- то помощью? (Учимся оценивать процесс.) 2.Стандартный уровень использования системы оценки при формировании контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся.На этом этапе используются те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика. 3-е правило Одна задача- одна оценка. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок ,это делается на основе отдельных отметок за решенные задачи ( напри-мер, среднее арифметическое). 4-е правило Таблицы результатов и «Портфель достижений»- используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностика метапредметных результатов ( примерно один раз в год. После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов . Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно, консультируясь с учителем. 5-е правило Право отказа от отметки и право пересдачи- новое правило. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор- получать текущую отметку или нет, пересдавать задание или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний. К которому они могут и хотят стремиться на данный момент. ВЫВОД Способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания,формировать умения и компетентности, включая самостоятельное формирование контрольно- оценочного процесса , является основой учебной самостоятельности школьников, как средство достижения нового качества образования. Благодаря этим усилиям ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно- оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся не столь значительно. ИТОГИ Анкетирование проведенное среди учащихся 5-6 классов показало, что у 86% обучающихся контрольно -оценочная самостоятельность сформирована на оптимальном уровне ( они умеют адекватно себя оценивать, увидеть себя в рейтинге). У остальных учащихся контрольно- оценочная самостоятельность сформирована на низком уровне.