Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.


Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. «…без карты  нет,  и не может быть географии, картой география начинается  и ею же заканчивается (А.С. Барков)…» одна из задач: научить учащихся разнообразным приемам работы с ней.  Теоретико-методологические основы работы с географической номенклатурой. Карта – живой язык географии.Документ 1 • При работе с контурными картами в общеобразовательной школе учителю надо знать условия и правила заполнения.   . Технологические основы практического использования географической карты в ходе изучения географической номенклатуры. Памятка “Правила работы с контурной картой”1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.2.Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.3.На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.4.Географические названия объектов, не привязанные строго к объекту, должны быть подписаны параллельно верхней и нижней границе контурной карты.5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом. 6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем. Критерии оценки контурных карт.Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю. Технология решения географических картографических задач и заданий. Устье какой крупной российской реки находится перед вами на карте?Подсказки:а. Река берёт исток на Валдайской возвышенности.б. Крупный приток реки в устьевой части носит название Ахтуба.в. Несёт свои воды в бассейн внутреннего стока, образуя широкую дельту. Какой полуостров находится перед вами на карте?Подсказки:а. Расположен в Северной Америке.б. Являлся колонией России и был продан США.в. Последний российский управляющий носил фамилию Рочев. Какой важный экономический регион мира находится перед вами на карте? Подсказки.а. Расположен в Северной и Латинской Америке.б. Здесь впервые на эту землю ступила нога европейца .в. В регионе расположен центр действии атмосферы, где зарождаются тропические циклоны. Дополнительные задания.1.Назовите острова, которые Х. Колумбом были открыты первыми?2.Покажите три крупнейших полуострова и острова в регионе. Каким государствам они принадлежат?3.Чем опасны тропические циклоны? Какой вред они уже неоднократно приносили?  Диагностики усвоения знаний географической номенклатуре и способы организации её проверки.Тестирование, как одна из форм диагностики уровня усвоения знаний по географической номенклатуре. Документ 3 Технология проверки уровня знаний и усвоения географической номенклатуры учащимися на уроках географии. Решение логических цепочек.Документ 4 Примерная схема урока с оформлением контурной карты 1.      Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением. 2.      Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине. 3.      Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту. 4.       Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала. 5.       Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях. 6.       Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками. 7.       Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно т.к. масштабы настенных карт и контурных не совпадают. 8.       Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте. 9.       Подписывание и закрашивание объекта. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!