Презентация по литературе на тему: Уроки жизни (по сказке А.Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители), 5-й класс


"Уроки жизни" (по сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"), 5-й класс Цели и задачиПовторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.Формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения. Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.Развитие умений обобщать проанализированный материал.Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста). Докажите, что это сказка.есть сказочный зачин “жил-был”волшебное число “3” – три снаволшебный предмет – конопляное зёрнышкочудесные превращения:курица разговаривает с Алёшей.Сказка ли это? У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?(Отражены реалии того времени: точная географияИмя, возраст мальчика.)Прочитайте описание Петербурга и пансиона. Могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке?В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Каковы уроки русских народных сказок?(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).- А вот следует ли А.Погорельский этому принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.А есть ли отличие от народной сказки? Поговорим о главном герое. Кто он?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}За что его любили АлешуУмненькийМиленькийВсе любилиНачитанныйРомантикМечтательВерит в волшебствоОстро чувствует своё одиночество За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это проявилось?(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал ее).- Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?Перескажите эпизод “Спасение Чернушки”.Как автору удалось показать напряжённость момента? - Какие качества главного героя проявились здесь?(твёрдость, щедрость).- Как назвал Алёшу автор?(избавитель)- Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”(спаситель, освободитель, заступник)- Как бы вы оценили поступок героя?(мальчик совершил благородный поступок) Спасение Чернушки Как Чернушка его отблагодарила?(повела в подземное царство) – - Как вы считаете, посещение этого царства – реальное событие?(это сон, видение, обморок)- А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)- Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?Благодарность Чернушки Прочитайте по ролям диалог короля и Алёши.- Алёше дана награда заслуженная, но что он попросил? Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?(Алёша не должен быть нескромным).- Почему вдруг такое условие? Что значит быть скромным или нескромным?Давайте посмотрим, как же толкуют это слово словари:Скромность украшаетСкромный-1) сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый; 2) сдержанный, умеренный, простой и пристойный; 3) небольшой, ограниченный, едва достаточный.- От чего же предостерегает король Алёшу? Каковы главные уроки сказки? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}За что его любили АлешуЧто изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.УмненькийМиленькийВсе любилиНачитанныйРомантикМечтательВерит в волшебствоОстро чувствует своё одиночествоНе прикладывает труда, чтобы учить уроки. Отлично отвечает учителюТоварищи перестали его любитьШалил много, надоел товарищам “страшный шалун”Стал непослушнымНесчастныйКонопляное семечко освободило Алёшу от труда. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо? Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в правом столбике, что изменилось в жизни Алёши, когда он стал обладателем волшебного зёрнышка. -Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)- Почему изменилось отношение детей к Алёше?(стал гордым, высокомерным, заносчивым)- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?(он потерял волшебное зёрнышко)Прочитайте эпизод “Потеря конопляного зёрнышка”.- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания) - А для нас это с вами урок?Алеша несчастен Но неслучайно мы говорили о признаках волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?- Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть неблагодарным)- Почему Чернушка называет неблагодарность “худшим свойством”?К чему привела неблагодарность Алёшу?(Он предал маленьких жителей)- Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).Третий сон Алеши Прочитайте по ролям диалог Алёши и учителя.– Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода? Можем ли мы эти слова взять в качестве второго эпиграфа?(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”. Надо развивать таланты, данные нам.Особое внимание автор обращает на поведение товарищей Алёши.).- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться).“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”. Если так трагично заканчивается сказка- жители подземного королёвства ушлиАлёша наказанпредательство,то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком).Алёша стал прежним В дома вы напишите ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки А.Погорельского “Чёрная курица”Домашнее задание